Арбоскульптура описание и особенности

0

Арбоскульптура описание и особенности

Арбоскульптура своими руками

Что это такое? Арбоскульптура – довольно современная техника оформления ландшафтного дизайна. Она представляет собой различные изделия: постройки, скульптуры, декоративные оснащения – из живых деревьев.

Существует данная дизайнерская находка всего столетие, хотя постройки из деревьев делались значительно раньше. Например, возводились мосты при помощи срощенных деревьев или изгороди. Но все они носили лишь практический, бытовой характер и уже потом переросли в искусство арбоскульптуры.

Придумал ее еще в начале XX века, а именно в 1919 году Аксель Эрландсон, явив миру свое первое творение. А позднее, в 1947 году, им был основан калифорнийский парк под названием «Tree Circus» («Цирк Деревьев»), который является самым ярким и уникальным представителем искусства арбоскульптуры.

Цирк деревьев Алекса Эрландсона.

Попадая туда, человек окунается в интересный, таинственный мир причудливых форм и необычных живых строений из деревьев. Больше всего наводит на мысль, что они были созданы естественным образом самой природой в течение не одного столетия, нежели человеческой рукой и фантазией. Вот таким интересным завораживающим свойством обладает этот вид искусства.

Арбоскульптура своими руками для начинающих

Как в любом виде искусства, так и арбоскульптуре создание произведения начинается с идеи и отражении ее на бумаге в виде рисунков и чертежей. И только после осмысления задумки и обзора на бумаге желаемого результата, а также приведения расчетов можно приступать к выполнению работы.

На выращивание такой скульптуры уходит в среднем до 10 лет. Используют такие виды деревьев или кустарников, которые могут быстро наращивать древесный слой, а также способные срастаться между собой.

  • ива;
  • береза;
  • клен;
  • граб;
  • черемуха;
  • сикомор;
  • плодовые (слива, яблоня, вишня, черешня) и другие.

Это способствует более продуктивной работе, максимальному избеганию различных сложностей в выращивании культуры. Если же использовать плодовые деревья в арбоскульптуре, то урожая от них ожидать нужно на несколько лет позже обычного. Для одной скульптуры лучше использовать растения одной породы.

Срастания добиваются несколькими способами:

  1. Плотное соединение и закрепление чем-либо стволов саженцев, молодых побегов и т. п.
  2. Прививка дополнительных ответвлений
  3. Переплетение стволов и побегов

Как в случае прививки, так и в остальных деревья образуют прочные сращивания в области соединения.

Для закрепления стволов друг с другом используются различные крепежные устройства:

  • мягкая проволока;
  • жгут из резины;
  • кабельные стяжки и другие похожие вещи.

Предметы из таких мягких материалов способны минимизировать вред деревьям от стягивания, при этом со своей крепежной задачей справятся очень хорошо. Срастание может благополучно осуществиться уже через год и крепление лучше всего будет снять, если, конечно, оно к тому времени уже не врастет в коровую ткань. Тогда стоит оставить все как есть, так как деревья способны отлично сливаться с инородными телами. Их кора, как бы обволакивает собой эти предметы.

Также для соединения стволов могут использоваться шурупы-саморезы, направляющий шпалер или проволочные корсеты. В особенности, если требуется более плотное примыкание, необходимое, например, при изготовлении «живой» мебели. Такую мебель можно даже спилить впоследствии для более мобильного использования.

Арбоскульптура из ивы

Ива в арбоскульптуре имеет относительные преимущества, по сравнению с другими деревьями. Она неприхотлива, легка в посадке и размножении и довольно быстро растет. А ее стебли имеют свойство прочно и скоро срастаться. Поэтому ива имеет большую популярность среди мастеров и, в особенности, любителей арбоскульптуры.

На участках оформленных при помощи такой ландшафтной техники можно увидеть множество различных «живых» ивовых изделий. Популярными являются изгороди, беседки, скамьи, навесы, арки или тоннели. Встречаются также и более сложные экспонаты (примеры из ивы — на заглавном фото-коллаже). В целом можно увидеть все, на что только способна фантазия человека.

Среди огромного количества сортов данного растения для арбоскульптуры выделяют следующие:

Другие сорта также используются, но значительно реже. Есть сорта, непригодные для данного искусства:

  • ракита или, по-другому, ива ломкая, отличающаяся своей непрочностью;
  • ветла или ива белая, вырастающая в большие деревья длинной до 30 метров, что является очень неудобным в применении к ландшафтному дизайну, так как требует применения дополнительного оснащения и техники.
Статья по теме:   Боярышник азароль описание и особенности

При изготовлении изделий из ивы лучше всего использовать каркас из проволоки. Из него сооружается основа для будущего изделия, вокруг которой и сажаются ивовые кусты, в последствие, обрастающие вокруг каркаса в нужную форму. Необходимо лишь корректировать ее своевременной стрижкой лишних отростков.

Посадка ивы особых сложностей не представляет. Достаточно воткнуть в разрыхленную землю отрезанные веточки и затем тщательно их поливать. Эти веточки очень быстро дают корни и принимаются, и также быстро начинают расти и обвивать каркас изделия. А остригать дерево можно в любое время года.

Подборка на видео

Подборка потрясающе красивых фото на видео от канала «Компания Красивый сад».

Что такое арбоскульптура и как с ней работать?

Хотите иметь у себя дом из живых деревьев? Не шалаш из веток, а полноценное жилье, растущее вместе с вами. Как у обитателей планеты Пандора из фильма «Аватар». Считаете, слишком смело? А вот и зря! Арбоскульптура, или искусство создания фигур из живых деревьев, позволяет вырастить на участке все, что угодно – от геометрических композиций до целых строений. Хорошо знаете, что такое садовая прививка? Тогда этот материал точно для вас!

Немного истории

Использовать живые растения для создания сооружений люди начали довольно давно. Раньше в основном это были мосты. Например, в Индии по сей день строят, а точнее, выращивают мосты из отростков корней каучукового дерева. Просто ждут, когда отросток дотянется до противоположного берега, и затем укореняют его в почву: 10 — 15 лет – и живой мост готов. В Японии по тому же принципу в древности строили подвесные мосты из виноградной лозы. Только отростки не укореняли, а переплетали друг с другом.

Но это – сугубо утилитарный подход. И только в 20 веке создание фигур из деревьев превратилось в искусство. Арбоскульптура обязана своим появлением Акселю Эрландсону, американскому фермеру. Его первыми живыми скульптурами стала спираль из двух сикомор и причудливая «четырехножка» из соединенных деревьев. Затем было множество других скульптур и целый «Древесный цирк» — название говорит само за себя.

Его последователь Ричард Римс и придумал термин арбоскульптура. А два других последователя, Питер Кук и Бэки Нортей, придумали выращивать из деревьев живую мебель и назвали это искусство Pooktre. Часто этот термин используется как синоним арбоскульптуры. Они используют не сикомору, а садовую сливу и черемуху. Стараниями мастеров в садах появляются кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые никогда не сдвинешь места – они просто растут…

Единственный минус уникальных скульптур – срок «изготовления». Например, одно кресло или человек-дерево растут 6-8 лет.

Как это делается?

Как уже понятно, дизайнер, работающий с арбоскульптурой, имеет дело со стволами и ветками. В этом отличие арбоскульптур от топиаров – искусно подстриженных деревьев и кустарников. Общее у них только в том, что в угоду автору деревьям придаются заведомо неестественные для них формы. И это – главный довод защитников природы против аброскульптур – мол, бедные деревья, кто ж их так скрутил в рогалик!

Останемся в стороне от споров и разберемся, как это делается. Основные операции для создания арбоскульптуры – это закрепление ветвей на каркасе для придания нужной формы и сращивание стволов и веток разных деревьев. Придавать стволам форму можно по принципу формирования плодовых деревьев на шпалере. Только шпалеры, как правило, плоские, а каркас для арбоскульптур может быть каким угодно. И не деревянным, а металлическим. Например, в виде того же кресла.

Или такой вазы из дерева.

Для ее создания устанавливается каркас, в центре него высаживается однолетний саженец на карликовом подвое. Дальше – дело техники. А именно, правильной ежегодной обрезки побегов и подкормки растения. Такие растения всегда слабее сородичей, живущих в естественных условиях. Спустя годы каркас можно будет убрать. По тому же принципу из четырех саженцев можно сформировать спираль. Только каркас должен быть цилиндрической формы, установленным на четырех стойках.

Более сложная задача – сращивание стволов разных деревьев. Здесь используется принцип прививки. Стволы очищаются от коры и скрепляются друг с другом обвязочным материалом. Если нужно, они сразу же крепятся на каркас и остаются в таком виде год-два, пока не окрепнут и не смогут самостоятельно держать форму.

Статья по теме:   Инжир описание и особенности


Современные дизайнеры предлагают формировать арбоскульптуры на каркасе из специального биопластика. А в качестве «подопытных» деревьев использовать быстрорастущие ивы, способные за год вырасти на 2 метра. Это почти решает главную проблему арбоскульптуры – слишком долгий срок получения результата. И, по мнению авторов проекта «ATREE?» («Дерево?»), дизайнеров из Роттердама, таким деревьям можно придавать любые формы – например, кругов или букв.

Еще один интересный проект — «Более добрый лес: живая детская площадка» от компании TreeNovation. Супер экологично и очень красиво! Правда, пока только в проекте.

Арбоархитектура – живые дома

Создавать целые дома из живых деревьев – в наш век пластика эта идея все больше привлекает дизайнеров. Пока не дома, но шатры, зеленые коридоры, стеллы, созданные по принципу арбоархитектуры, сейчас уже вовсю строятся в Европе. А почему нет – разрешения на строительство не требуют, стоят дешево. Например, что-то подобное этим шатрам из ив можно соорудить и на своем участке. Саженцы закрепляются на каркасе. Вполне можно обойтись без прививок – побеги можно просто переплетать друг с другом.

Арбоархитектура находит свое выражение в проектах настоящих домов и даже соборов! И они уже воплощаются в жизнь. Например, в известном на весь мир соборе из живых деревьев, созданном итальянским художником Джулиано Маури в Бергамо.

Основой конструкции собора служат 42 живые колонны – деревья, закрепленные на деревянном каркасе. Со временем деревья сформируют арки и перекладины и необходимость в каркасе отпадет. Пока собор «растет».

А вот пример виртуозной прививки. Архитекторы из Германии соорудили живую башню из ив высотой 9 метров. Две сотни саженцев привиты друг с другом так, что создают переплетение на металлическом каркасе. Архитекторы уверены, что через несколько лет башня будет стоять самостоятельно.

А такие живые дворцы строят другие немецкие архитекторы из группы Sanfte Strukturen. Тоже из ивы.

Более подробно этот дворец можно рассмотреть на видео. Наслаждайтесь!

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Арбоскульптура – это плод человеческого труда, различные декоративные элементы, выполненные из деревьев. Можете ли вы представить себе дерево в форме человека? А быть может, вы видели шезлонг, выполненный из растущих кустарников?

История возникновения

Прием был создан в начале 20 века. Простой фермер на участке вырастил сикоморы и своими руками переплел их. Соседи увидели шедевр и оценили. Это сподвигло Акселя Эрландсон на новые подвиги. Он решился переплести уже 4 ствола. Творение было названо «Четырехножка». Спустя время к ферме пришла известность. В результате Аксель забросил все остальные дела и начал заниматься только придуманной им техникой.

Затем он отправился в Калифорнию и открыл там необычный «Древесный цирк». Туристы толпами стекались посмотреть на завораживающее зрелище.

После смерти фермера цирк какое-то время оставался заброшенным, но потом перешел к поклоннику творчества Акселя, и его восстановили. Затем арбоскульптура заинтересовала и других людей, но повторить успех Эрландсона так никому и не удалось. В наше время наиболее ярким представителем, обладающим способностями к созданию скульптур из стволов деревьев, считается Ричард Римс.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре. Это не что иное, как создание живой мебели. Основоположник способа — Питер Корр. Свое первое кресло он изготовил еще в 1987 году. Самые известные его творения — это живые зеркала. Основная их особенность заключается в том, что стволы деревьев переплетаются таким образом, что у основания они переплетены вместе, а сверху как бы расходятся в стороны. В итоге в получившуюся конструкцию можно вставить зеркало.

Статья по теме:   Магнолия обратнояйцевидная описание и особенности

Арбоскульптура может быть выполнена из различных видов растений – садовых слив, сикомор, черемухи. Поктре стал известен в креативном ландшафтном дизайне именно благодаря Корру. Однако поклонников метода до сих пор не так-то много. Все дело в том, что срок изготовления занимает длительное время. Так, для получения одного предмета потребуется примерно 6 лет. Ввиду этого ряд поктре выполняется искусственно, с применением корней, которые более гибкие и развиваются быстрее.

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере.

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент. Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой. В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Создание деревянной вазы

Вам потребуется каркас. Затем на него высаживают однолетний саженец на карликовом подвое. Остается только обрезать побеги и активно подкармливать растение. Помните! Представленные растения несколько слабее, чем дикорастущие. После того как вы увидите, что саженцы прочно укоренились и чувствуют себя хорошо, каркас можно убирать. Но для этого потребуется несколько лет.

Точно так же выполняется спираль. Но для этого потребуется уже 4 саженца. Каркас при этом берется цилиндрической формы. Его ставят на 4 стойки.

Намного сложнее срастить стволы различных сортов деревьев. При этом применяется такой метод, как прививка. Со стволов счищают кору, затем их соединяют и обвязывают. Затем деревья ставят на каркас. После того как они окрепнут – опять же, пройдет несколько лет, — каркас убирается.

Для тех, кто мечтает создать своими руками шедевр, но не готов ждать так долго, есть несколько дельных советов:

  • используйте такое дерево, как ива, – она вырастает за год до двух метров;
  • каркас лучше брать из биопластика.

Такие методы прекрасно решают основную проблему арбоскульптуры – долгий срок создания.

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

Скульптуры для сада (видео)

На данный момент интерес к арбоскульптуре возрастает. В своих садах дизайнеры и обычные люди начинают выращивать удивительные растения. Кто знает, может, совсем скоро дома, выполненные из переплетенных стволов и ветвей, войдут в моду!

Источники:

http://1decor.org/design/arboskulptura-svoimi-rukami.html

http://www.mechtaevo.ru/blog/post_2313

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Добавить комментарий