ВЕНГЕРСКАЯ ХРОМОВАЯ МОЗАИКА (HUNGARIAN CHROME MOSAIC)

0

ВЕНГЕРСКАЯ ХРОМОВАЯ МОЗАИКА (HUNGARIAN CHROME MOSAIC)

Венгерский национальный музей

Венгрия – страна хотя и небольшая, но с богатой историей. Здесь жили кельты, остготы, гепиры и авары, строили города, воевали, были завоеваны и свергали захватчиков. В начале прошлого тысячелетия сюда пришли мадьяры – предки современных венгров, и с тех пор, несмотря на довольно бурные выяснения отношений между европейскими государствами, так и живут на этой земле. Словом, Венгерскому национальному музею есть, о чем рассказать его посетителям.

Странно, что до начала XIX в. никто не потрудился создать такой музей. Он возник лишь в 1802 году на основе личной коллекции графа Ференца Сеченьи (Шехени). Этот господин передал в дар государству более 20 тыс. гравюр, карт, рукописей, монет и археологических находок. Параллельно с Национальным музеем Венгрии создавалась и национальная библиотека, также под патронатом графа. Спустя 45 лет для музея в Будапеште было построено здание необычайной красоты, больше похожее на дворец в неоклассическом стиле, с могучими колоннами, шикарными лестницами и богатым интерьером. Через некоторое время перед музеем появился памятник Яношу Араню, венгерскому поэту. В планах учреждения – создание сада вокруг здания, который бы усиливал его историческую атмосферу.

Всего в Венгерском национальном музее в Будапеште семь постоянных выставок, расположенных на трех этажах:

  1. Лапидариум. Здесь посетители увидят начало начал венгерской земли от каменного века: надгробия, саркофаги, статуэтки богов, а также артефакты времен римского владычества, например, огромная затейливая мозаика II в.
  2. Венгерская земля: люди, история. Зал разбит на десять комнат по историческим периодам, расположенных в цокольном этаже и прослеживающих историю Карпатского бассейна с древнейших времен до прихода мадьяр в IX в. Здесь представлены в основном археологические артефакты – кельтские украшения, оружие, музыкальные инструменты.
  3. История Венгрии. Часть 1. Экспонаты первой половины истории венгерского государства от начала его становления до XVI в. – предметы быта, костюмы, монеты, оружие и пр. Отчетливо прослеживается процесс перенятия венграми западных культурных ценностей и восточных традиций.
  4. Средневековый период. По большей части здесь рассказывается об эпохе турецкого нашествия.
  5. История Венгрии. Часть 2. С 1700 до 1990 года. Венец этой экспозиции – старинный рояль, на котором играли Бетховен и Лист. Артефакты времен войны за независимость, Второй мировой войны и коммунистической эпохи вплоть до ее распада. Здесь можно увидеть бюсты Сталина, имитацию советского интерьера, агитационные плакаты.
  6. Королевская мантия. Для этого артефакта выделен отдельный зал. Именно в этом одеянии вступал на престол король Иштван. Богатая отделка, византийский шелк, но дело не в роскоши мантии, а в роли ее обладателя в истории страны. Когда-то король сам передал ее церкви, а затем она перекочевала в Венгерский национальный музей.
  7. Искусство. На втором этаже собраны произведения современного венгерского искусства.

Они проходят с разной периодичностью, но всегда связаны с национальной историей, традициями или персоналиями. Особой популярностью пользуются выставки на тему национального костюма, биографии генерала Гергея, восстания 1956 года и разнообразные выставки фотографий.

Венгерский национальный музей – главная достопримечательность в Будапеште, ее просто невозможно пропустить. Добраться до него можно на:

  • метро (станция Калвин Тер);
  • трамваях №№47, 49 и 48;
  • автобусах №№5, 7, 8, 107, 110, 112, 133, 178, 233;
  • троллейбусе №83.

Мозаики Равенны: сокровища старого города

Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого – римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Статья по теме:   Сорт винограда Маранди шемахинский

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

Мозаики неонианского баптистеря

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

Мозаики Равенны: билеты

Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными достопримечательностями Равенны и воочию увидеть эти удивительные мозаики необходимо приобрести входные билеты.

Для осмотра первых пяти религиозных сооружений приобретается билет UNICO CUMULATIVO, полная стоимость которого составляет 9,50 €. Билет со скидкой за 8,50 € имеют право приобрести студенты и школьники (в период учебного года), а также члены монашеских организаций.

Стоимость посещения базилики Базилика Сант Аполлинаре ин Классе составляет 5 €. Для лиц от 18 до 25 лет – 2,50 €, детям до 18 лет за вход бесплатный.

Византийские мозаики Равенны

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство – не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Статья по теме:   Длительное хранение растений земляники in vitro и его влияние на характер плодоношения

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика – это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы мозаичной живописи, творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров – от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача – это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию – покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение – так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов – быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту – божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья – о языческих вакханалиях.

Статья по теме:   Атлант Дона - виноград

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки – это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени – христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда – райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города – святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает золотой цвет, а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, – белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, – городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы – это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета – золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима – города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

Источники:

http://womanadvice.ru/vengerskiy-nacionalnyy-muzey
http://unitalia.ru/mozaiki-ravenny-sokrovishha-starogo-goroda/
http://fb.ru/article/305236/vizantiyskie-mozaiki-ravennyi

Добавить комментарий