Тракторы и тягачи — виноград

Тракторы и тягачи — Виды тракторов в виноградарстве

Содержание материала

Одноосные тракторы. Трактор с двумя колесами, управляемый двумя лонжеронами, выпускается с мощностью двигателя 2—10 л. с. Он подходит как для буксировки, так и для привода машин, работающих от вала отбора мощности. Этот трактор с прицепом можно использовать также для перевозок. Недостаток его в том, что за ним надо идти пешком, и поэтому он вытеснен узкоколейными тракторами. Одноосный трактор имеет еще некоторое значение для привода фрез и мульчирующих орудий.

Узкоколейные тракторы. Под этим понимают тракторы с мощностью двигателя 12—55 л. с, расстоянием между колесами 70 ем и общей шириной 90— 100 см. Они сконструированы для применения на виноградниках с шириной междурядий до 1,4—1,6 м. Число имеющихся в продаже узкоколейных тракторов и различия в их конструкции так велики, что нет возможности рассмотреть каждый в отдельности. Ниже дается общий обзор узкоколейных тракторов.

Общая ширина, см

Узкоколейный трактор с приводом на задние колеса

Узкоколейный трактор с приводом на все колеса и шарнирно-сочлененной рамой

Узкоколейный трактор с приводом на все колеса с рулевым управлением передних колес

Четырехколесный малый трактор

В последнее время эти тракторы все больше оборудуются приводом на все четыре колеса, так как вследствие высоких требований тракторы с приводом только на два колеса используются почти исключительно на равнине. Монтирование на узкоколейном тракторе привода на все колеса несколько сложно, так как нет достаточного места для рулевого управления из-за узкой колеи. Но как раз для тракторов на виноградниках требуется малый радиус поворота. Поэтому тракторы с шарнирно-сочлененной рамой получили широкое распространение (рис. 53). Недостатком этих тракторов является отсутствие удобств для тракториста. Так как трактор большей частью проходит близко от зеленой стены, следовало бы иметь разумное укрытие.

Тракторы с нормальным рабочим захватом. При мощности двигателя 30— 60 л. с, общей шириной 1,1—«1,5 м и специальным оборудованием для использования в виноградарстве такие тракторы чаще всего оснащены приводом на все колеса. В отличие от узкоколейных тракторов у них могут быть более высокие и широкие колеса, чем улучшается передача усилия, и благодаря этому можно обрабатывать склоны до 35%. Одновременно на таких тракторах возможна навеска более крупных баков для опрыскивания (500 л).

Тракторы общего назначения. Это обычно тракторы, используемые в сельском хозяйстве с общей шириной 1,6 м и пригодные для работы только на широкорядных посадках. Если весь ряд обрабатывается за один проход, то в зависимости от типа почвы необходимо 60 л. с, обычно же достаточно 40—50 л. с. Кабина для этих машин не так важна, так как большей .частью достаточно свободного места/ между внешним краем трактора и кустами.

Штирийский виноградниковый трактор. Этот трактор-тягач представляет собой сочетание гусеничного и колесного трактора. В принципе речь идет о узкоколейном тракторе, у которого вместо задних колес приделана ходовая часть с приводом из пластмассовых лент. Он может работать на склонах крутизной до 45%. С этим трактором могут использоваться всё навесные орудия, обычно применяемые в виноградарстве. При очень крутых склонах целесообразно монтировать бак с рабочей жидкостью для опрыскивания над передней осью.


Рис. 53. Узкоколейный трактор с шарнирно-сочлененной передачей.

Рис. 54. Гусеничный виноградниковый трактор.

Гусеничные машины. Для работы на более крутых склонах сконструированы специальные гусеничные виноградниковые тракторы (рис. 54). Мощность двигателей у них составляет 30—55 л. с. при общей ширине 80—150 см. Несмотря на многие преимущества, такие, как хорошая передача энергии, легкое преодоление подъемов и почвозащитные широкие гусеницы, гусеничный трактор до сих пор не получил широкого распространения. Это связано с тем, что при поворотах на месте сильно повреждаются дороги и улицы и, следовательно, их нельзя применять в виноградниках, граничащих с бетонными или асфальтированными дорогами. К этому надо добавить необходимость доставки специальным транспортером к месту работы. Гусеничные тракторы представляют интерес для хозяйств со сплошными массивами, которые могут приспособить свои дороги на виноградниках к этим тракторам и где не требуются широкие подъездные пути.

Статья по теме:   Фресно сидлис* - виноград

Самоходные шасси. Их называют также «ходульными» тракторами, и это, собственно, не тягачи, а самоходные шасси, способные обрабатывать одно или два междурядья сразу. Такие машины в настоящее время в ФРГ имеются в двух вариантах.

«Боб классик» перекрывает одно междурядье и состоит из жесткой рамы с высотой просвета 2 м при ширине колеи 1,5—1,8 м. На раме находятся дизельный мотор (38—45—52 л. с), коробка передач, а также сиденье водителя со щитом и рычагами управления. Гидравлическое устройство, а также привод вала отбора мощности позволяют использовать почти все навесные орудия, необходимые в виноградарстве. Возможности поворота довольно благоприятны благодаря выгодному углу разворота колес, усилителю рулевого управления и торможению любого из колес. Несмотря на это, необходима поворотная полоса шириной около 5 м. Скорость можно регулировать в пределах от 1,5 до 25 км/ч. благодаря оптимальному распределению нагрузок эти шасси могут работать в виноградниках с боковым уклоном до 10%. Благодаря перекрытию целого ряда можно одновременно обрабатывать два междурядья.

«Поли Боб» перекрывает два ряда. Мотор с обоими ведущими колесами и с сиденьем водителя находятся в середине, а два опорных колеса идут по соседним междурядьям. Таким образом, можно обрабатывать три междурядья за один проход. Существенная разница от машины «Боб классик» — возможность гидравлического регулирования ширины и высоты рамы, что позволяет работать также при сильном боковом уклоне. Полностью автоматизированная гидравлическая система обеспечивает горизонтальное выравнивание в направлении движения. Практика показывает, что оптимальный размер виноградника для применения этих орудий составляет около 30 га.

Трактор Т-54В для работы на виноградниках

Узкогабаритный гусеничный трактор Т-54В производили с 1967года на Кишиневском тракторном заводе (КТЗ). Машина предназначалась главным образом для работ на виноградниках, что определило некоторые конструктивные особенности этой модели. В основу Т-54В легли инженерные решения, ранее воплощенные в тракторе МТЗ-50, выпускавшемся в Минске.

Он считался одним из лучших в СССР, однако специализация новой модели на виноградниках потребовала существенных изменений конструкции. В первую очередь они коснулись ходовой части: колеса были заменены гусеницами. В разработке и запуске в производство новой модели кишиневским специалистам помогали сотрудники Минского тракторного завода — конструкторы оригинального МТЗ-50.

Практически параллельно с молдавским предприятием выпуск Т-54В был налажен в Болгарии, в городе Карлово. Легкий, маневренный и достаточно универсальный трактор быстро стал популярным. В последующие годы два завода обеспечивали машинами виноградники как южных регионов СССР, так и стран Совета экономической взаимопомощи.

Хорошая наследственность

Одним из первенцев Минского завода, созданным в 1948 году, был МТЗ-2 — первый в стране трактор с гидронавесной системой, позволявшей обходиться без прицепщика. Однако уже через несколько лет он начал устаревать. По сравнению с более новыми моделями МТЗ-2 обладал слишком низкой скоростью и недостаточно экономично расходовал топливо. Оставляла желать лучшего и надежность машины.

Результатом модернизации стала линейка тракторов МТЗ-5, разработанная в 1955-1956 годах. Это были универсальные, мощные и экономичные машины. В 1956 году их усовершенствовали еще раз. Конструкторы завода спроектировали новый дизельный двигатель Д-50. Двумя годами позже вышли экспериментальные образцы трактора МТЗ-50. Его мощность достигала 55 л. с., а максимальная скорость — 25 км/ч. Кроме того, МТЗ-50 были значительно легче предшественников, более чем на 400 кг.

Статья по теме:   Влияние штамба на процессы роста и урожайность - Физиологические основы обрезки и формирования виноградного растения

Именно эта модель, пользовавшаяся в СССР заслуженной популярностью, стала основой для Т-54. Однако разработчики кишиневского трактора внесли в его конструкцию немало изменений. Главное из них касалось устройства ходовой части: МТЗ-50 был колесным трактором, в то время как Т-54 — гусеничным.

Кроме того, в отличие от минского универсала, он предназначался для работы на виноградниках. Это обусловило ряд других конструктивных особенностей, в частности в устройстве навески и механизма поворота, что обеспечивало большую маневренность, а также в форме и облицовке кабины. Позднее появилась модификация Т-54В, отличавшаяся от оригинала улучшенными гусеницами, закрытой кабиной и двигателем Д-50.

Для маневров на крутых склонах

Виноградники — специфический вид сельскохозяйственных угодий. Растения высаживают рядами, расстояние между которыми обычно составляет не больше 1,5-2 м. Кроме того, виноградники часто разбивают на горных склонах со значительным рельефом. Как следствие, обычный универсальный трактор, которым распахивают поля, здесь не подходит.

Машина для работы в таких специфических условиях должна быть узкой и маневренной, чтобы не повредить насаждения, а кроме того, успешно справляться с крутыми склонами, значит, быть достаточно легкой и мощной. Эти факторы и обусловили конструктивные особенности Т-54В.

Кишиневский завод выпускал две модификации этого трактора. Модель T-54B-С1 была универсальной. Ширина колеи этого трактора составляла 950 мм, а габаритная — 1259 мм. Он предназначался как для возделывания виноградников с междурядьями более 1,8 м, так и для работ общего назначения. Ширина колеи у модификации С2 составляла 850 мм, а габаритная — 1050 мм. Это был более специализированный трактор, предназначенный только для работы на виноградниках. Он мог спокойно маневрировать даже в междурядьях шириной всего 1,5 м.

Другой особенностью трактора была его оригинальная ходовая система. Опорные катки снабжались подшипниками качения, а смазка поступала централизованно: резервуаром для масла служили сами трубки тележки. Т-54В был достаточно легким, поэтому для лучшей работы навесных машин он был оснащен гидроувеличителем сцепного веса.

Широкий диапазон передач и скоростей позволял трактору работать с самыми разными тяговыми нагрузками. Кабина Т-54В отличалась довольно высокой комфортностью. Ее оборудование включало вентилятор, аптечку и бачок для питьевой воды. Специальное устройство отбирало теплый воздух от радиатора двигателя и подогревало им лобовое стекло, предотвращая его запотевание в холодное время года. Таким же способом поддерживалась температура в кабине. Мягкое сиденье можно было отрегулировать по массе и росту водителя.

Особенности конструкции

Ходовая часть трактора состоит из двух тележек с четырьмя опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, двух направляющих и двух ведущих колес, гусеничных цепей и подвески. Лонжероны тележек представляют собой трубу прямоугольного сечения, внутреннюю полость которой используют как резервуар для централизованной смазки подшипников опорных катков. Гусеничное полотно собрано из 31 звена, они соединены один с другим пальцами. В проушины звеньев запрессованы разрезные пружинные втулки.

Трактор Т-54В оборудован раздельно-агрегатной гидравлической системой, механизмом задней навески и прицепным устройством. Гидравлическая система обеспечивает раздельное управление тремя цилиндрами, что позволяет использовать трактор в работе с навесными и прицепными гидрофицирован-ными машинами.

Механизм задней навески может быть переоборудован с трехточечной на двухточечную систему. Прицепное устройство жесткое, регулируемое, объединенное с механизмом задней навески. Положение точки прицепа можно регулировать в горизонтальной плоскости в пределах ±130 мм от продольной оси трактора с интервалом 65 мм, а в вертикальной плоскости в пределах 200-500 мм от грунта (бесступенчато).

Братская помощь

Как в разработке, так и во внедрении в производство Т-54В сотрудникам Кишиневского завода помогали минские специалисты. В 1960 году МТЗ открыл для коллег 84 школы, в которых новаторы тракторостроения обучали рабочих передовым методам труда. Курсы успешно окончили более 900 сотрудников Кишиневского завода.

Статья по теме:   Агиоргитико - виноград

Само предприятие в это время также активно развивалось. В работу ввели несколько новых цехов и участков: КТЗ теперь мог самостоятельно обеспечивать себя шестернями, которые производил по 7 млн штук в год. Был открыт ряд участков по обработке, сборке и окраске основных узлов и других деталей. Специальный цех опытного производства выпускал экспериментальные образцы новых тракторов. Здесь же проходили их испытания.

Трактор Т-54В производился не только для внутренних нужд страны, но и на экспорт. Особенную популярность он приобрел в усеянной множеством виноградников Болгарии.

СССР помог соседу построить первый собственный тракторный завод в городе Карлово, выпускавший порядка 15 тыс. машин в год. Освоение производства Т-54В в Болгарии началось еще до того, как с кишиневского конвейера сошла первая машина. В 1965 году конструкторы передали Карловскому заводу все чертежи новой модели. Документация на последующие изменения и усовершенствования также пересылалась с молдавского предприятия на болгарское.

Взаимодействие двух заводов не ограничивалось корреспонденцией. Сначала группа специалистов из Кишинева побывала в Карлово, чтобы помочь коллегам во внедрении новой машины. За это их даже удостоили звания ударников коммунистического труда Народной Республики Болгария. Позднее и карловская делегация посетила Кишиневский завод, чтобы перенять передовой опыту сотрудников предприятия.

Первый трактор Т-54В в Болгарии был выпущен в июле 1968 года. Всего год спустя объемы производства увеличились втрое. Впоследствии Карловский завод обеспечивал виноградниковыми тракторами все страны СЭВ.

Компактный, но мощный трактор: специально для садов и виноградников

Итальянская промышленная компания Ferrari SpA из города Луззара производит малогабаритные тракторы для сельского хозяйства с начала 1950-х годов, когда на заводе был выпущен первый двухколёсный трактор (мотоблок) МС-57.

В настоящее время компания Ferrari входит в состав промышленного холдинга BCS Group и выпускает компактные тракторы мощностью от 26 до 105 лошадиных сил.

При этом тракторы Ferrari производятся двух типов – классические рамные и с шарнирно-сочленённой рамой.

Самый мощный шарнирно-сочленённый трактор Ferrari VEGA K105 оснащается японским дизельным четырёхцилиндровым двигателем Kubota V3800 объёмом 3,8 литра, с турбонаддувом.

Максимальная мощность двигателя составляет 105 лошадиных сил при 2600 об/мин, максимальный крутящий момент – 380 Нм при 1400 об/мин. Объём топливного бака – 54 литра.

Двигатель агрегатируется с механической четырёхдиапазонной коробкой передач с реверсом, обеспечивающей 16 скоростей вперёд и 16 – назад. При этом максимальная скорость трактора массой 2,3 тонны составляет 40 км/ч.

Тормозная система трактора состоит из четырёх дисковых тормозов в масляной ванне и автоматического стояночного тормоза.

Система полного привода 4х4 (с подключаемым передним мостом), 18-дюймовые колёса и электронная блокировка переднего и заднего дифференциалов обеспечивают высокую проходимость трактора Ferrari VEGA K105 по бездорожью.

Трактор оснащается системой так называемой «двойного поворота» Dualsteer – путём шарнирно-сочленённой рамы и поворота передних управляемых колёс.

Навесная система грузоподъёмностью до 2300 кг, двухскоростной вал отбора мощности и двухконтурная гидравлическая система трактора позволяют агрегатировать разнообразное навесное и прицепное сельскохозяйственное оборудование.

Трактор Ferrari VEGA K105 выпускается в двух модификациях – без кабины (с дугой безопасности) и с комфортабельной кабиной каркасного типа.

Рулевая колонка и сиденье – регулируемые, в кабине установлен кондиционер, система управления навесным оборудованием – джойстик.

Кроме того, опционально трактор может оснащать реверсивным постом управления – поворачивающимся на 180 градусов.

В заключение отметим, что тракторы Ferrari экспортируются в разные страны мира, в том числе – и в Россию.

Источники:

http://vinograd.info/info/rykovodstvo-po-vinogradarstvy/traktory-i-tyagachi_2.html
http://carakoom.com/blog/traktor-t54v-dlya-raboty-na-vinogradnikah
http://zen.yandex.ru/media/id/5b424b62ede9b500a95bdcf0/5d96eb5323bf4800ae0f9402

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector