Сорт винограда Палестина V

0

Сорт винограда Палестина V

Вино и виноделие

Палестина, вследствие особенностей своей почвы и климатических условий, принадлежит по самой своей природе преимущественно к пригодным для виноделия странам. Рядом с полями, в описании её часто упоминается о виноградниках, рядом со смоковницами и маслинами — виноградные лозы, рядом с зерновым хлебом и маслом — виноградный сок, где она характеризуется, как благословенная плодородная страна (ср., напр., Втор. 6, 11; 7, 13; 8, 8; 33, 28; 4 Цар. 18, 32; Иереи. 5, 17; 39, 10 и др.). Виноградники были распространены по всей земле; благоприятно расположенные горные склоны и холмы были особенно пригодны для них; но и на равнинах также были виноградники (напр., по Талмуду, на равнине Саронской); и даже в южной части (Нигебе) название многих холмов и скал «виноградными холмами» свидетельствует о том, что культура винограда, несмотря на крайнюю сухость почвы, в прежнее время производилась и там. Особенно славились своими виноградными произведениями горы Иудовы (Быт. 49,11), именно окрестности Хеврона, где еще и теперь изобильно производится виноград. Славились и виноградники Энгеди (Песнь Песн. 1, 13), и в высшей степени ароматное, еще и теперь высоко ценимое вино ливанское. И у евреев повсюду рядом со смоковницами были большие виноградные лозы, кисти которых достигали такой величины, что сиденье каждого «под своей виноградной лозой и под своей смоковницей» сделалось приточной характеристикой времен мира и благоденствия при Соломоне (3 Цар. 4, 25; Мих. 4, 4; Зах. 3, 10). Обработка виноградников в Палестине долго оставалась в цветущем состоянии, несмотря на все опустошения, неразлучные с многочисленными войнами. В первые времена средневековья, вина филистимско-финикийского берега, называвшиеся по именам городов Газы, Аскалона и Сарепты, высоко ценились при византийском дворе и на Западе, как самые крепкие и благородные, и составляли значительную часть торговли. Только вследствие господства ислама и запрещения употребления вина Кораном, все это изменилось. Хотя еще и теперь в Палестине повсюду можно встречать виноградники, но лишь в незначительном количестве, и притом они принадлежат лишь евреям или христианам. Если еще Авраам не предлагает своим гостям вина (Быт. 18, 8), то Ханаан уже в его время (Быт. 14, 18), и во всяком случае до завоевания Палестины израильтянами, был уже страной виноградников; в предании о Ное, как первом насадителе виноградников (Быт. 9, 20), сохранилось воспоминание о том времени, когда началось уже земледелие, но не было еще виноградников, а, быть может, также и воспоминание о том, что из Армении (Быт. 8, 4) виноградная лоза проникла на юг, в Ханаан и соседние страны. С течением времени виноделие приобрело большое экономическое значение и стало высоко цениться. Об этом свидетельствуют касающиеся виноделия узаконения, а также и то, что виноградная лоза сделалась предметом народно-приточной речи (Суд. 8, 2; Иова 24, 18; Иер. 31, 29; Иезек. 18,2), религиозных образов (ср., напр. Втор. 32, 32; Суд. 9, 13; Пс. 127, 3; Ис. 1, 8; 18, 5; 63, 1 и след.; Матф. 7, 16; 9, 17; Иоан. 15, 1 и след.; Иак. 3, 12; Откр. 14, 19 и след.), так что даже царство Божие сравнивается с виноградником и самый народ — с виноградной лозой (Пс. 79, 9; Ис. 3, 14; Матф. 20, 1; 21, 28 и сл.).

Вино y евреев было столь обычным напитком, что часто сопоставляется с хлебом, как необходимая потребность жизни, и обыкновенно употреблялось за всякой трапезой, и особенно на торжествах y всякого более или менее зажиточного израильтянина. Известно, что Библия восхваляет его увеселяющую, сердце радующую силу (Пс. 103, 15; Притч. 31, 16; Суд. 9, 13; Сир. 31, 32 и след.), и признает диетическое значение за умеренным употреблением вина (1 Тим. 5, 23), и даже выражение «быть пьяным» нередко употребляет без всякого дурного смысла. Впрочем, еще чаще встречаются строгие укоры израильтянам, особенно из высших классов, за господствующее среди них пьянство; печальные последствия неумеренного винопития изображаются в виде многих отвратительных примеров (ср. напр. 1 Цар. 25, 36) и нередко рисуются в самых резких чертах (напр. Ис. 19, 14; 28, 7); непослушный сын, которому угрожает закон наказанием смертью, характеризуется как пьяница (Втор. 21, 20), ему делается предостережение от обольстительной прелести и отуманивающего и соблазнительного действия вина (напр. Притч. 20, 1; Ос. 4, 11; ср. также рассказ о Ное и Лоте, Быт. 9, 21; 19, 33); в отношении священников существовали особые постановления, ограничивавшие употребление ими вина. Перед употреблением, вино обыкновенно пропускали чрез полотно, чтобы очистить его от осадков и от попавших в него насекомых (Матф. 23, 24). Обычая, существовавшего y греков и римлян, примешивать к вину воды, y израильтян не было, и на такую примесь они смотрели, как на обман, и только впоследствии, уже под влияниям греков и римлян, вошёл этот обычай. Напротив, израильтяне любили, подобно грекам и римлянам, придавать особый вкус вину чрез прибавление к нему разных пряностей, мирры, нарда и проч., что делало вкус его тоньше и благороднее. «Сладкое вино» в Деян. 2, 13 не есть во всяком случае сладкий виноградный сок, которого во время Пятидесятницы еще не было; быть может, слово глевкос, означающее вообще сок, здесь употреблено в том смысле, который имело y греков слово гликис: это выжатое из сухого винограда вино, так называемое passum y римлян. Фуррер, в «Библейском Словаре» Шенкеля, свидетельствует, что один еврей в Хевроне изготовлял такое сладкое вино, размачивая высохший виноград в воде, дистиллируя сок и прибавляя к нему некоторых пряностей. Кроме натурального вина, y евреев под именем шекара (отсюда сикера греческой Библии, напр. Лук. 1, 15) было в употреблении искусственное вино, которое, вместе с приготовлявшимся из него уксусом, запрещено было назореям. При неопределенности этого названия, можно только с предположительностью сказать, какие из многих сортов искусственного вина, известных древности, разумеются в Библии. На арабском языке, саххар есть пальмовое вино, и, конечно, уже древние евреи (ср. Геродот, 2, 86; 3, 20) умели приготовлять опьяняющий напиток из фиников. Талмуд упоминает о яблочном и медовом вине. В древней Палестине, без сомнения, умели приготовлять искусственное вино и из других плодов и, пожалуй, умели приготовлять даже и пиво.

Статья по теме:   Неростафило - виноград

* Алексей Арсентьевич Митропольский,
кандидат богословия, священник
Знаменской церкви в С.-Петербурге.

Источник текста: 499. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1902 г. Орфография современная.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Виноград

Виноград, виноградный сад или виноградник, вино ( Чис. XVI, 14 ; Ис. VII, 23 ; Исх. XXII, 4 ; Иез. XXVIII, 26 и др.). Виноградники и добываемое из них вино всегда весьма высоко ценились в каждой стране. В первый раз о винограднике и виноградном вине упоминается в кн. Бытия ( Быт.IX, 20 ), в истории патриарха Ноя. Цитированное место Свящ. Писания, между прочим, служит указанием на то, что возделывание винограда было неизвестно до потопа. Виноградные лозы доселе еще растут в диком состоянии в Армении, в Араратской области. Уже в первобытные времена культура винограда, по-видимому, достигала некоторой степени развития. В повествованиях о Мельхиседеке, который вынес хлеб и вино навстречу Аврааму; о Лоте, который был напоен вином своими дочерьми; о престарелом Исааке, которому сыновья его, Иаков и Исав, предложили в пищу хлеб, дичь и вино; в пророчестве умирающего Иакова и в книге Иова мы находим самые ранние указания на вино как на общераспространенный напиток ( Быт. XIV:18, XIX:32, XXVII:25, XLIX:12 ; Иов. I, 18 ; Притч. XXIII, 30, 31 ; Ис. V, 11 ).

Виноградники вообще разбивались на горах и крутых утесах ( Иер. XXXI, 5 ), на которых иногда оказывалось необходимым строить стены для укрепления почвы. Способы посадки виноградных лоз были различны, но самый обычный – посредством отводков. Они обыкновенно разрастались скоро и густо, подобно смоковницам. Потому-то приточное выражение: сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей ( Мих. IV, 4 ) служит эмблемой домашнего мира и спокойствия. Виноградники, обработанные подобным образом, находились в Хевроне и давали виноградные кисти иногда в 10 фунтов весом. Известно, что еврейские соглядатаи одну виноградную кисть несли вдвоем на шесте по причине тяжести оной. Да и в настоящее время в Палестине можно видеть виноградные кисти весом по 12 фунтов, ягоды которых походят на сливы. Часто виноградные лозы вились по бокам и внутри дома ( Пс. CXXVII, 3 ).

Виноградники окружались оградой или стеной для защиты их от диких полевых зверей, нападениям которых они часто подвергались. В виноградных садах строилась также сторожевая башня (или столб), на которой помещался страж для надзора за виноградниками ( Мф. XXI, 33 ). Евреи столько же заботились о виноградниках, сколько и о своих нивах. Пр. Исаия, предсказывая нашествие ассириян, говорит: и будет в тот день на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючие кустарники ( Ис. VII, 23 ); представляя грядущие бедствия, он говорит так: Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем ( Ис.XXIV, 7 ). Пр. Захария в своем пророчестве о наступающем благосостоянии народа еврейского восклицает: посев будет в мире, виноградная лоза даст плод свой и пр. ( Зах.VIII, 12 ).

Что касается способа обработки виноградников, то он был очень несложен: раз или два в году виноградники вспахивали, чтобы размягчить почву и очистить оную от сорных трав, причем камни выбрасывались и побегам виноградной лозы давалось надлежащее направление ( Ис. V, 2 ). Виноградари и стражи виноградников составляли особый класс рабочих ( 4Цар. XXV, 12 ). Обычный сбор винограда в Сирии начинается в половине сентября и продолжается около двух месяцев ( Лев. XXVI, 5 ; Ам. IX, 13 ). Впрочем, созревшие виноградные кисти можно встретить в Палестине даже в июне и июле, хотя общий сбор винограда и начинается с сентября.

Время собирания винограда было в Палестине столь же веселое и радостное, как и время жатвы ( Суд. IX, 27 ; Ис. XVI, 9 ). Гроздья винограда снимались с песнями, раздававшимися со всех сторон. Снятые гроздья винограда бросались в точила, или тиски, для выжимания сока из виноградных лоз, находившиеся в каждом винограднике. Хотя топтание винограда в точиле – работа довольно тяжелая и нечистая, так как виноградным соком, который в Палестине бывает побольшей части красного вида, обрызгивалась вся одежда, тем не менее евреи считали оную самым веселым трудом. Пелись песни, играла музыка, причем топчущие в точиле испускали по временам радостные клики ( Иер. XXV:30, XLVIII:32, 33 ). Виноградный сок, выдавленный в точиле, вливался прямо в новые мехи (мешки из кожи животных) или в другие сосуды, хранимые обыкновенно в ямах, вырытых в земле, или в особых кладовых. Влитое в сосуды вино сначала кипит как бы от сильного жара, так что и отлично приготовленные мехи и сосуды иногда разрываются от сильного брожения оного ( Мф. IX, 17 ). Для улучшения вина, достаточно уже перебродившего, евреи переливали его из одного меха в другой ( Иер. XLVIII, 11 ) и при этом иногда приправляли оное различными благовониями. Ароматное вино ( Песн. VII, 3 ) употреблялось обыкновенно во время пиршеств и отличалось особенной крепостью. Из высушенных виноградных ягод делали изюм ( I Цар. XXX:12 ; IIЦар. XVI:1 ), и в настоящее время изготовляемый в большом количестве в Сирии, особенно в Дамаске.

Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большой и заслуженной славой. Относительно действия вина (по-евр. яин) на организм человеческий в Свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи ( Быт. XLIX, 12 ), необузданный язык ( Притч. XXI, 1 ), возбуждение духа ( Притч. XXXI, 6 ), потеря ума ( Ос. IV, 11 ), превратное суждение ( Притч. XXXI, 1 ) и болезни ( Ос. VII, 5 ).

Статья по теме:   Биологические особенности вегетативно размноженных кустов винограда - Характеристика исходного материала, используемого в селекции винограда

В Свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так, напр., Иаков в благословении своем Иуде предсказал: он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сена ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови Дроздов одеяние свое ( Быт. XLIX, 11, 12 ), чем указывалось на изобилие винограда в Земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом ( Иер. II, 21 ; Пс. LXXIX, 9 ). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды ( Ис. V, 2 ; Иер. II, 21 ). Виноград их (т. е. непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песне ( Втор. XXXII:29, 31, 33 ), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградной лозой: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ( Ин. XV, 1–6 ), и под видом хлеба и вина (виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Мф. XXVI, 26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

Немного скучной теории: технические сорта винограда в Израиле. Часть 1 — История

Этот пост начался, как перевод статьи Адама Монтефьоре «ISRAEL’S GRAPE VARIETIES», написанной им пару лет назад и опубликованной в газете «Джерусалем пост» (источник взят с интернет-портала http://winesisrael.com/). В процессе перевода мы пытались осмыслить приведенные тезисы, а кое-где и расширить их. Поэтому пост можно назвать авторизованным переводом.

Часть первая, история

1. Древняя история

Виноградарство и виноделие зародились в глубокой древности. Ученые считают, что это произошло в конце неолита, в эпоху энеолита, в так называемый медно-каменный век. Выращивание культурного винограда (виноградарство) началось приблизительно восемь тысяч лет назад. Производством вина в древности люди занимались на Кавказе, в Месопотамии, на Ближнем Востоке, в Средиземноморье. Самые ранние археологические свидетельства (приблизительно 6000 до н.э.), доказывающие доминирующее положение виноделия в человеческой культуре обнаружены на территории Грузии. На территории Ирана в районе Хаджи Фируз Тепе, заселенном семь тысяч лет назад, был обнаружен кувшин с остатками виноградного вина датированный 5400-5000 гг. до н. э. В 2010 году в Армении, в пещерах в близ села Арени была раскопана древнейшая из известных виноделен (винный пресс), датированная 4100-4000 гг. до н. э. Считается, что уже тогда люди использовали виноград, близкий современному Vitis vinifera, из которого изготавливают практически все вино наших дней.

О процветании виноградарства и виноделия на территории современного Израиля свидетельствуют множество древних гатов (так назывались прессы-давильни для вина), обнаруженных в исторических районах Израиля таких, как Эммаус-Латрун (район Гезер), лес Ятир, Самарийские холмы, Голанские высоты и другие. Интересным историческим свидетельством являются обнаруженные археологами древние монеты с изображением винограда. И, конечно, знаменитое стилизованное изображение библейской сцены возвращения разведчиков, посланных Моше (Моисеем), в «страну текущую молоком и мёдом», несущих на своих плечах плоды винограда. Изображение, ставшее в наши дним своеобразным символом израильского туризма и винодельни Кармель.

Основными торговыми агентами древних евреев были финикийцы, которые и сами разводили виноград и оливы, и занимались морским транспортом и торговлей (в первую очередь — солью) в Средиземноморье. В те древние времена вино играло роль естественного антисептика, позволявшего хранить и обеззараживать питьевую воду. Использовалось оно как в мореплавании, так и в жизни на суше, особенно в путешествиях, без которых невозможна торговля, и в военных походах. Финикийцы скупали вино в тогдашнем порту Аза, в котором находилась, говоря современным языком, винная биржа того времени.

В библейские времена вплоть до первых веков новой эры вино играло важную роль в повседневной религиозной, духовной и физической жизни евреев, как и других средиземноморских народов, и в первую очередь — египтян, греков, римлян. Считается, что в те времена миграция сортов была минимальной и конечно, это было время расцвета на территории современного Израиля местных или автохтонных сортов винограда.

2. От средних веков до Ротшильда

После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. К этому времени в результате римского изгнания еврейское население провинции значительно уменьшилось. Однако оставалось значительным, не растворяясь среди эллинической части и христианской. В периферийных районах, например в Галилее, даже в этот период сохранялось еврейское большинство. Поэтому примерно до середины-конца V века нашей эры ситуация с виноделием не изменилась. Вино продолжало играть важную роль в жизни всех частей общества, и постоянный спрос на него обуславливал развитие кошерного (еврейского) и некошерного (греко-римского и христианского) виноделия.

К 630-м годам еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но и тогда полностью не исчезло. В 643 г. происходит первое вторжение арабов. В последующие шесть веков контроль над территорией переходит от одной арабской династии к другой. Именно в этот арабский период в Иерусалиме на Храмовой горе были построены мечети Аль-Акса и Купол Скалы. Естественно, что под влиянием ислама местное нееврейское население арабизировалось. Арабский период в 1099 году на пару веков сменяется периодом крестоносцев, а затем наступает период мамлюков, которым и завершается позднее средневековье. В наше время на територии Святой земли воцаряется Оттоманская империя. Мусульмане, как известно, культивируют только пищевой, столовый виноград. Поэтому говорить о серьёзном виноделии в это время не приходиться.

Статья по теме:   Вердельо (Verdelho) - сорт винограда

Однако из исторических источников нам известно, что в первой половине XIX века в тогдашней Палестине, находящейся все ещё под властью турок, начинает по-тихоньку возрождаться местное виноделие. Пока ещё только для собственных нужд не очень многочисленного местного еврейского населения, а также для христиан — служителей церкви, монахов, местных жителей и паломников. Из различных архивных и литературных источников нам известны названия сортов винограда, из которых тогда (в середине XIX века) изготовляли вино. Белые сорта —Хеврони, Дабуки, Марави, Хальбани, Шарвиши, Хамдани, Джанедали и красные — Зейдани, Каркашани, Разаки, Караши и Балади.

Большинство этих сортов культивировалось в районах Бейт-Лехема и Хеврона арабами (других земледельцев в то время здесь ещё не было), что отражено и в названиях — все они явно арабского происхождения. Этот виноград скупался в несколько еврейских виноделен, расположенных в основном в Старом городе Иерусалима. В наши дни эти сорта винодельнями Израиля не используются, может быть за исключением монастырской винодельни Кремизан, где до сих пор производят из них вино.

В 1870 году под французским патронажем была создана агрошкола «Микве Исроэль», существующая до сих пор. В ней активно развивали сельское хозяйство, в том числе виноградарство и виноделие. Они были первыми, кто начал использовать европейские (международные) сорта винограда. Поначалу только для нужд своей собственной винодельни, а затем, в период с 1882 по 1887 г.г., они также поставляли черенки для первых коммерческих виноделен страны. В основном они культивировали следующие сорта винограда:

Следует отметить очень разумный выбор так называемых средиземноморских сортов, подходящих к местному климату.

3. Знаменитые черенки от Шато Латиф

Ещё во время своего первого визита в тогдашнюю Палестину в 1887 году барон Эдмон де Ротшильд (1845—1934) решил серьёзно содействовать развитию местного виноделия. Основой этого решения были сионисткие мотивы. По естественным причинам он и его сотрудники решили сосредоточиться на сортах культивируемых в Бордо. Его администраторы, представители в Палестине, знакомые с местными реалиями, были против этой идеи, однако её поддержали профессор Гайон из Бордо и Шарль Мортье, менеджер и винодел ротшильдовского Шато Лафит. В результате в конце восьмидесятых годов XIX века в Израиль были завезены черенки сортов Каберне Совиньон, Каберне Фран и Мальбек из поместья Шато Лафит.

Из-за эпидемии филлоксеры, которая в это время уже свирепствовала во Франции, прямая доставка ростков винограда из Бордо была невозможна и их привезли в Израиль …через Кашмир в Индии. Дело в том, что Ротшильд отправил в начале 1860-х годов значительное количество саженцев в Индию по просьбе своего одноклассника, получившего там наследное имение. Отсюда через два десятка лет и привезли несколько тысяч саженцев бордоского винограда. Саженцы эти были высажены в двух местах — в долине реки Алона близ г. Зихрон Яаков и в районе г. Ришон ле-Цион. Однако этот маневр не сработал и спасти лозы не удалось и в начале 1890-х они были пересажены на американском подвое.

В конечном итоге из-за отсутствия рынка сбыта концепцию Ротшильда по развитию местного качественного виноделия тогда реализовать не удалось. На израильском рынке в то время спрос был лишь на недорогое кошерное [сладкое] вино. А создать индустрию производства кошерного вина для еврейских общин Европы, как мечтал Ротшильд, не удалось. Да и экономически это была не оправданная затея.

Поэтому достаточно быстро качественные сорта винограда из Бордо были замещены в основном более устойчивыми и урожайными сортами Кaриньян и Гренаш, которые главным образом и культивировались здесь большую часть ХХ века. Из белых сортов основную роль играл Семильон, а также Клерет (Clairette Blanche) и Уньи Блан (Ugni Blanc). Для изготовления сладких вин использовался Александрийский мускат.

Такое положение сохранялось и первое время после образования государства Израиль, примерно вплоть до середины-конца шестидесятых годов ХХ века.

4. Современность

В начале 1970-x годов винодельня Кармель начала культивировать и изготовлять сортовые (сепажные) сухие вина Каберне Совиньон и Совиньон Блан и полусухие Гренаш Розе и Семильон. Чуть позже, в самом начале восьмидесятых, винодельня Голанских высот (г.Кацрин) первой в современном Израиле начала амбициозную программу массовых посадок международных благородных сортов. Более всего были высажены ростки сорта Кариньян из красных и Коломбар из белых. В то время, кстати, Кариньян был самым распространенным красным сортом и во Франции, а Коломбар — в Калифорнии. Первопроходцы из Кацрина начали или восстановили в Израиле промышленные посадки следующих сортов винограда:

Что же касается автохтонных технических сортов винограда, то в настоящеее время их в Израиле не существует. Учёные-энологи активно ищут аборигенные сорта или их следы в местной флоре. В Ариэльском университете эту работу возглавляет доктор Шиви Дрори. Его группа исследует растительный мир самарийских холмов. Доктор Дрори по совместительству, ещё и главный винодел винодельни Гваот, на территории которой был обнаружен один из винных прессов библейских времен. Аналогичные исследования ведут и некоторые другие коллективы учёных — на Голанских высотах и в Верхней Галилее, на Кармельской гряде и даже на севере пустыни Негев.

Важным основанием для продолжения таких работ является, например, тот факт, что в Израиле существует автохтонный сорт оливкового масла и несколько местных разновидностей столового винограда. На достаточно близком к нам острове Кипр известно несколько автохтонных сортов. Исследователи верят, что где-то в нашей живой природе их ещё ждет приз — может быть одичавший коренной виноград.

В следующих двух частях, которые будут публиковаться самостоятельно, мы расскажем о красных (часть 2) и белых (часть 3) сортах винограда, культивируемых в наши дни в Израиле.

Адам Монтефьори (слева) и Меир на выставке Сомелье-2015

Источники:

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/vino-vinodelie.html
http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/871
http://vino2rs.com/nemnogo-skuchnoj-teorii-texnicheskie-sorta-vinograda-v-izraile-chast-1-istoriya/

Добавить комментарий