Школка – Организация питомника

0

Школка – Организация питомника

Каталог файлов

Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вейделевская районная станция юных натуралистов

Методические рекомендации по созданию школьного питомника

Зуева А.А. – Методические рекомендации по созданию школьного питомника.-п. Вейделевка: МОУ ДОД Вейделевская РСЮН , 2014.

Ответственный за выпуск: Данченко Ю.В.- директор МОУ ДОД Вейделевская РСЮН

Настоящий сборник адресован руководителям учебно-опытных участков образовательных учреждений, учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям. Сборник включает методические рекомендации по созданию и планированию питомников на базе образовательных учереждений.

©МОУ ДОД Вейделевская РСЮН,2014

Введение

Декоративные растения и хвойные деревья давно стали любимым материалом в руках специалистов по ландшафтному дизайну. Современный человек настолько привык к красоте, что использует все средства для создания чарующего леса. Но поскольку различные деревья, в особенности хвойные, отличаются медленным ростом, питомники позволяют использовать для озеленения – подрощенные деревья с равномерным распределением и хорошим развитием системы ветвей.

Питомник растений – самый удобный и надёжный способ в создании ландшафтного дизайна и зелёного строительства, поскольку обеспечивает относительно быстрый и надёжный результат. Искусственные насаждения выполняют архитектурно-декоративные и эстетические задачи и очень широко используются в рекреационных, санитарно-экологических, хозяйственных целях. Посадочный материал из питомников широко применяется в формирование новых зелёных уголков, в обновлении и реконструкции насаждений, при этом природный ландшафт сохраняется максимально. Озеленение населённых пунктов искусственными насаждениями включает создание садов, парков, скверов, газонов, бульваров и различных структурных элементов.

Озеленение городских ландшафтов искусственными насаждениями широко используется в архитектурно-декоративных эстетических целях и по-прежнему активно выполняет рекреационные, санитарно-экологические и хозяйственные задачи. Более 80 процентов зелёного строительства обеспечивается основным методом – посадкой, который отличается эффективностью. Посадка саженцев декоративных растений – это надёжность создаваемых лесных культур, причём расход семян, используемых на их выращивание, ниже, чем при посеве. При этом агротехнический уход и различные работы по выращиванию переносятся на питомники посадочного материала.

1.Типы и структура питомников

Питомник -это искусственно созданный участок , предназначенный для выращивания посадочного материала (ГОСТ 17559–82).

В зависимости от назначения, размеров и сроков действия лесные питомники подразделяют на несколько типов. По назначению и продолжительности действия различают временные и постоянные лесные питомники.

Временные питомники закладывают, как правило, с целью выращивания посадочного материала для облесения расположенных в непосредственной близости лесокультурных площадей. Такие питомники целесообразно закладывать у вахтовых поселков при вахтовом методе лесозаготовок, в районах с редкой транспортной сетью, где доставка посадочного материала с постоянного питомника затруднена в период весенней распутицы. Срок действия временных питомников — до 5 лет. Площадь их обычно небольшая– до 1 га. Постоянные питомники организуют на более, длительный срок для ежегодного выращивания посадочного материала.

По размерам их разделяют на: мелкие (до 5 га);средние (5–15 га);крупные (более 15 га). По способу организации территории и характеру технологического процесса выделяют еще круговые и подпологовые лесные питомники. Круговые питомники в отличие от обычных (прямоугольных или квадратных по форме) имеют площадь в виде эллипса или круга, в центре которого и по краям сохраняется естественное насаждение. Такая организация территории позволяет выращивать посадочный материал в условиях более близких к лесной среде и избежать трудоемких работ по отенению посевов. Подпологовые питомники организуют для выращивания посадочного материала с улучшенной наследственностью или редких и слабо плодоносящих видов, заготовка семян которых затруднена. В этом случае под пологом взрослого разреженного насаждения, где выбраны минусовые деревья и деревья других пород, проводят подготовку почвы а затем осуществляют уходы за всходами появившимися в результате естественного налета семян. Подпологовые питомники эффективны под пологом высокоствольных плюсовых насаждений хвойных пород.

Кроме указанных типов лесных питомников, в последнее время организуют еще теплично-питомнические комплексы, предназначенные для выращивания высококачественного посадочного материала с улучшенной наследственностью и с закрытыми корневыми системами.

Территорию средних и крупных древесно-декоративных питомников разбивают обычно на четыре основных отдела: 1) размножения; 2) формирования; 3) маточный; 4) хозяйственный.

В зависимости от задания по выращиванию посадочного материала определенных групп пород в производственных отделах питомника (размножения и формирования) выделяют соответствующие хозяйственные части – отделы и школы. Так, в отделе размножения выращивают 1–2‑летний посадочный материал. В нем имеется три отделения: посевное, черенкования и пикировочное. В посевном отделении из посеянных в грунт семян выращивают сеянцы, в отделении черенкования посадочный материал выращивают вегетативным способом – зелеными или одревесневшими черенками, а в пикировочном – путем пикировки развивают у сеянцев хорошую разветвленную корневую систему.

Статья по теме:   Овация* - виноград

Отдел формирования состоит из трех школ лесодекоративных пород и одной плодовой школы. В различных школах этого отдела выращивают пересаженные из отдела размножения сеянцы или укоренившиеся черенки и отводки. Здесь у них формируют штамб и крону определенных размеров и формы. Выращенные в отделе формирования растения называются саженцами. Здесь же, используя метод прививки, выращивают саженцы декоративных разновидностей или так называемых садовых форм древесных пород – шаровидные, плакучие, пестролистные, красивоцветущие и др. В школе крупномерных саженцев выращивают саженцы декоративных пород возрастом до 12–15 лет для посадки в скверах, парках, на улицах и других зеленых объектах. В плодовой школе выращивают саженцы плодовых пород.

Маточный отдел предназначен для выращивания насаждений, которые в дальнейшем служат источником для получения семян, заготовки черенков, получения корневых отпрысков и отводков.

2. Требование к выбору участка под питомник

При выборе участка под питомник принимают во внимание общую расчетную площадь питомника; соответствие лесорастительных условий участка (почвенных, гидрологических, рельефа, экспозиции) биологии выращиваемых пород; наличие подъездных путей; источники водоснабжения или возможность создания искусственных источников орошения; соответствие конфигурации участка эффективному использованию машин и механизмов; природоохранные и санитарно-гигиенические требования; наличие окружающей растительности; наличие вредителей и болезней деревьев и кустарников; возможность подключения питомника к инженерным коммуникациям.

2.1. Месторасположение

Питомник следует располагать в центре обслуживаемой территории, вблизи населенного пункта. Он должен иметь хорошие подъездные пути, обеспечивающие сообщение в любое время года. Небольшие питомники, лучше располагать вблизи школьной территории ,чтобы осуществлять своевременный уход за растениями.

Временные питомники располагают как можно ближе к местам будущих посадок.

2.2.Рельеф

Участок под питомник должен быть ровным или слегка волнистым, с равномерным уклоном до 2-3°. В неполивных питомниках на легких почвах можно использовать участки с уклоном поверхности до 5°.

Направление склонов должно быть:

· в лесной и лесостепной зонах -западное и юго-западное,

· в степной зоне -западное, северо-западное, северное и северо-восточное.

2.3. Гидрологические условия

Питомник следует располагать вблизи водного источника или в местах, где можно устроить водоем. Вода должна быть пресной или с небольшим содержанием водно-растворимых солей. Не допускается закладывать питомники на участках с засоленными почвами, в которых содержание ионов СО2 превышает 0,02 %, ионов НСО3 — 0,12%, ионов Сl -0,03%, ионов Mn, и Мg — 0,05%,а также на участках с минерализацией грунтовых вод, превышающей 3 г/л при содержании ионов Сl менее 1 г/л.

Оптимальная глубина залегания грунтовых вод для:

· песчаных почв не менее 1 — 1,5 м,

· супесчаных — не менее 2,5 м,

· суглинистых — не менее 3 — 4 м.

Нельзя закладывать питомники на участках с близким (менее 1 м) залеганием грунтовых вод, на пойменных, затопляемых участках, а также на участках с длительным застоем дождевой и талой воды (менее 0,5 м от поверхности). На таких участках рост саженцев нередко затягивается до глубокой осени, растения плохо вызревают, что делает их малоустойчивыми к повреждениям низкими температурами. На сырых участках задерживаются проведение ранневесенних: посева и посадки, а также осенняя выкопка и другие работы. Посадочный материал на сырых участках имеет слабо разветвленную корневую систему, плохо приживается при пересадке, чаще поражается различными заболеваниями.

2.4. Почвы

Участок, предназначенный под питомник, должен иметь почвы достаточно плодородные (с содержанием гумуса не менее 2%),глубокие, структурные, хорошо дренированные, свежие, легкие и средние по механическому составу.

Непригодны для закладки питомника почвы: бедные, песчаные, легко развеваемые ветром, каменистые или подстилаемые на не большой глубине щебенистым или меловым грунтом, заболоченные и торфянистые, оплывающие, сильнооподзоленные, глинистые и тяжелые глинистые почвы. Следует также избегать пылеватых почв и почв с близким залеганием водонепроницаемой подпочвы.

Для всех этих типов почв требуется предварительное внесение в течение ряда лет значительного количества органического удобрения и окультуривание. Нельзя закладывать питомники на сильнощелочных (рН более 8) почвах без предварительного гипсования и на слишком кислых почвах (рН менее 4,5) без предварительного известкования.

Лучшие почвы для выращивания посадочного материала в лесостепной зоне -серые и темно-серые легкосуглинистые и суглинистые лесные почвы, черноземовидные супеси, выщелоченные черноземы.

Во всех случаях при выборе участка под питомник следует помнить, что успех выращивания посадочного материала во многом определяется в самом начале организации питомника и связан с водным режимом почв выбранного участка и их плодородием.

Статья по теме:   Капитан* - виноград

3. Организация территории и план питомника

Организация территории питомника – это разделение территории питомника на части, имеющие разное хозяйственное назначение (ГОСТ 17559 — 82) с целью наиболее эффективного использования площади питомника и обеспечения максимальной механизации работ.

При закладке нового питомника сначала устанавливают его внешние границы, Наиболее оптимальный вариант -это квадратный или прямоугольный питомник с прямыми сторонами, С внешней стороны питомник окапывают граничной канавой глубиной 1 м и шириной по дну 30 см и поверху-1,25 — 1,75 м. Питомник, кроме этого, защищают изгородью, живой или механической (жердевой, проволочной и т. д.). Затем намечают размещение отдельных производственных частей питомника. Отделения размещают с учетом наиболее целесообразного использования территории по топографическим, почвенным и гидрологическим условиям.

Организационно-хозяйственный план питомника – это программа основной его деятельности на несколько лет (обычно на 10), он составляется на основании расчета потребности в посадочном материале и данных обследования отведенного под питомник участка. В организационно-хозяйственный план входят:

1. список древесных пород, подлежащих выращиванию по годам и на перспективный период;

2. расчет площади отделов питомника;

3. организация территории питомника;

4. агротехника выращивания посадочного материала

Главной задачей при закладке питомника является структурирование. Границы питомника должны быть четкими и иметь геометрические формы ,отделы питомника должны быть выделены внутренними границами.

Глава V. Выращивание саженцев в школьном отделении питомника

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения – 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кустарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны соответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.

В питомниках лесной зоны и лесостепи выращивают саженцы хвойных пород – ели, туи, можжевельника, сосны, лиственницы, пихты, и лиственных пород – липы, клена, ясеня, тополя, дуба, березы, рябины, черемухи, каштана, яблони, груши, лещины, смородины, облепихи, боярышника и др. В питомниках степной зоны ассортимент пород, выращиваемых в школьных отделениях, дополняется робинией лжеакацией, тополем, шелковицей, вязом приземистым, орехом грецким, скумпией, лохом, тамариксом и др.

Севообороты

При организации севооборотов в школьных отделениях учитывают биологические особенности выращиваемых пород и прежде всего быстроту их роста и, соответственно, продолжительность выращивания саженцев. Чтобы не иметь слишком мелких полей, на которых затруднено применение механизации и снижается эффективность использования машин, на одном поле высаживают породы, различающиеся по срокам выращивания в пределах 1 – 2 лет.

В крупных постоянных питомниках школьные отделения могут включать три школы. В первой школе саженцы выращивают 2-4 года. Эта школа может быть представлена уплотненной школой, школой по выращиванию саженцев хвойных пород для лесных культур или школой кустарников. Во второй школе выращивают саженцы более крупных размеров – 6-8-летнего возраста. Сюда пересаживают саженцы из первой школы и доращивают 2-4 года. В третьей школе выращивают крупномерные саженцы – 11-12-летнего возраста, пересаживая их из второй школы в возрасте 6-8 лет.

В условиях лесной зоны и лесостепи Ф. А. Павленко [21] рекомендует в каждой школе иметь севооборот с 4-летним сроком выращивания саженцев. Поля севооборота должны иметь длину 200-400 м и ширину не менее 40 м. На таких полях эффективно применение механизации при подготовке почвы, внесении удобрений, посадке, уходе за саженцами и выкопке их. Для первой школы в условиях лесной зоны и лесостепи рекомендуются следующие схемы севооборотов.

Первый вариант: 1-е поле – пар с внесением сидеральных или органических и минеральных удобрений; 2-е поле – саженцы однолетние; 3-е поле – саженцы двухлетние; 4-е поле – саженцы трехлетние; 5-е поле – саженцы четырехлетние.

Второй вариант: 1-е поле – зерновые с подсевом бобовых (люцерны); 2-е поле – травы первого года пользования; 3-е поле – травы второго года пользования, лущение и поднятие пара после первого укоса трав; 4-е поле – саженцы однолетние; 5-е поле – саженцы двухлетние; 6-е поле – саженцы трехлетние; 7-е поле – саженцы четырехлетние.

В условиях степной зоны рекомендуются следующие схемы севооборотов.

Первый вариант: 1-е поле – пар черный с внесением удобрений; 2-е поле – саженцы однолетние; 3-е поле – саженцы двухлетние; 4-е поле – саженцы трехлетние; 5-е поле – саженцы четырехлетние.

Второй вариант: 1-е поле – посев многолетних бобовых и злаковых трав без покровной культуры; 2-е поле – травы первого года пользования с осенней вспашкой; 3-е поле – пар чистый или занятый; 4-е поле – саженцы однолетние; 5-е поле – саженцы двухлетние; 6-е поле – саженцы трехлетние; 7-е поле – саженцы четырехлетние.

Статья по теме:   Оптимизация продукционного процесса

В полях севооборота саженцы различных пород размещают группами отдельно. Если в первой школе саженцы отдельных древесных пород выращивают не 4, а 2 года, то освободившуюся площадь занимают под выращивание двухлетних саженцев кустарников или под посадку черенков на укоренение. При выкопке саженцев древесных пород в 3-летнем возрасте освободившуюся площадь занимают под сидеральный или занятый пар. Приведенные схемы севооборотов для первой школы применяют также во второй и третьей школе.

Если в питомнике выращивают только саженцы мелкие и средние по размерам и в небольшом количестве, то выращивают их в одном севообороте первой школы. В этом случае четырехлетние саженцы пересаживают на половину (или часть) поля, где выращивают однолетние саженцы, и схема севооборота имеет следующий вид: 1-е поле – пар черный с внесением удобрений; 2-е поле – саженцы однолетние и саженцы пятилетние; 3-е поле – саженцы двухлетние и саженцы шестилетние; 4-е поле – саженцы трехлетние и саженцы семилетние; 5-е поле – саженцы четырехлетние и саженцы восьмилетние.

В ряде крупных постоянных питомников саженцы деревьев и кустарников выращивают в комбинированных школах, где ряды саженцев с длительным сроком выращивания чередуют с несколькими рядами саженцев, имеющих короткий срок выращивания. Общее количество полей в севообороте комбинированной школы определяется продолжительностью выращивания саженцев в рядах с длительным сроком выращивания плюс одно поле под пар.

Школьное отделение питомника

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В лесной и лесостепной зонах она составляет: 30…35 см, в степной – 35…65 см. При обработке почвы на глубину до 40 см применяют лесные плуги: ПН – 3-40, ПЛН – 3-35, с почвоуглубителями. Для обработки почвы на глубину 50 см используют плантажный плуг ППН – 40, а для вспашки до 60 см – плантажные плуги ППН – 50 и ППУ – 50А.

Технология производства посадки.

Саженцы выращивают в простой, комбинированной, уплотненной школе. Выращивание в простой школе предполагает, равномерное размещение растений по всей площади. Для получения крупномерных саженцев применяют от 1 до 3 пересадок растений, каждый раз увеличивая площадь питания. В связи с этим организуют 1,2,3 школу. В 1 школе высаживают 1- 2 летние сеянцы с размещение – 0,8Ч0,5, во 2 школе 3-4 летние саженцы с размещение – 1,0Ч1,0 или 1,5Ч1,5, в 3 школе 6 – 8 летние саженцы 3,0Ч2,0.

В комбинированной школе выращивают саженцы хвойных пород и крупномерных саженцев лиственных пород, со сроком 10-15 лет, размещение – 3,0 Ч1,0.

Уплотненная школа применяется для выращивания хвойных пород (в основном ели), уплотнение достигается за счет применения узких междурядий и не большого шага посадки с размещение – 0,2Ч0,1; 0,4Ч0,2.

Уходы за саженцами.

Высаженные растения оправляют так, чтобы они стояли ровно. Почву около них уплотняют так, чтобы корни тесно соприкасались с почвой, после этого производят рыхление почвы. Последующие уходы требуют прополки сорняков, полива, внесение удобрений и борьбе с вредителями и болезнями. При выращивании саженцев формируют крону. Рыхление почвы способствует не только накоплению влаги, но и получению посадочного материала с хорошо развитой корневой системой. Глубина рыхления почвы с возрастом растений увеличивается.

Выкопка и хранение саженцев.

Выкапывают саженцы осенью в средней полосе в начале октября, на юге в конце октября – ноябре. За несколько дней до выкопки у саженцев удаляют листья в ручную или химическими способом выкопку проводят специальными выкопочными плугами ВПН-2, для хвойных ВВМ-1. При ручной выкопки на небольших площадях вдоль ряда на расстояние 20-25 см делают канавку 40см и подрубают вертикальные корни. Затем с противоположной стороны корни подрезают лопатой и выкапывают саженцы из почвы. Выкопанные саженцы сортируют, привязывают этикетки с названием породы и направляют на реализацию. На каждую партию выдают сортовое свидетельство и карантинный сертификат, подтверждающее отсутствие карантинных болезней и вредителей. Саженцы должны соответствовать техническим требованиям ОСТ. Саженцы для весенней посадки прикапывают на прикопочном участке в траншеях глубиной 50-60 см.

Источники:

http://rsun.ucoz.com/load/metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_pitomnikov/1-1-0-5
http://studopedia.ru/20_50409_glava-V-virashchivanie-sazhentsev-v-shkolnom-otdelenii-pitomnika.html
http://vuzlit.ru/539731/shkolnoe_otdelenie_pitomnika

Добавить комментарий