Шкала оценки вин и коньяков

Система оценки вина по 100-бальной шкале.

При аналитическо-описательном анализе вина мы довольно детально разбирали все органолептические характеристики вина по трем этапам дегустации. Анализируя вино по 100 бальной шкале, мы на каждом этапе присуждаем ему оценку. Этот процесс непростой и требует от дегустатора профессионализма и опыта.

Существует много систем оценки вина, которыми пользуются разные профессиональные винные организации в Италии и в мире.

Высшая оценка вина может быть выражена посредством определенных символов — 5 виноградных кистей, 5 тастевинов, 3 бокала. Способность дать вину балл – это ответственная задача, только таким образом можно выразить его реальную ценность. При этом важно, чтобы было соответствие между описательной частью вина и самой оценкой.

Приведу пример описания вина.
Яркое, лучистое вино приятного насыщенного золотисто-желтого цвета. Вино медленно стекает по стенкам бокала, высвобождая калейдоскоп интенсивных и приятных ароматов спелых экзотических фруктов, ананаса и банана; желтых цветов; тонких специй, напоминающих ваниль; ноты сливочного масла и кокосового ореха. Мозаика ароматов является идеальным отражением территории, сорта винограда, выдержки в дереве, что придает вину запоминающуюся индивидуальность и уникальные ольфактивные характеристики. Во вкусе вино нас не разочаровывает, а, наоборот, подтверждает свою элегантность и высший класс, даря нам идеальный баланс, мягкость, хорошую минеральность. Гармоничное вино, с долгим рафинированным послевкусием с нотами фруктов и специй.

Перед нами детальное описание вина, которое предполагает довольно высокий уровень его качества. Такому вину было бы странно поставить балл 75/100. Если же вы увидите такую ситуацию, тот тут явно налицо недостаточная профессиональность дегустатора – его описательные навыки не соответствуют его умению оценивать вино в баллах.

Порядок проведения оценки

Бальная система Итальянской Ассоциации Сомелье (AIS) следует тем выводам, которые мы сделали в аналитическо-описательной части – визуальном, ольфактивном и вкусо-ольфактивном анализе и выводе о гармоничности вина.

Для оценки по 100-бальной мы используем основные параметры, взятые из каждого этапа. Изучив табличку, Вы заметите, что оценка вина разделена на 5 фаз (вертикальные колонки), каждой из которых соответствует своя оценка, выраженная словесно и в виде цифры. Оценка ниже 60/100 означает неудовлетворительно (insufficiente), т.е. в одной или более фазах дегустации присутствуют негативные характеристики вина.

Разброс оценок между 60-80/100 означает следующее: при 60 баллах качество вина является удовлетворительным (sufficiente), при 70 баллах — средним (discreta) и при 80 баллах — хорошим (buona). При оценке между 80-100/100 – качество вина является отличным (ottimo) при 90 баллах и превосходным (eccellente) при более 90 баллах и превосходит все наши самые лучшие ожидания при 100 баллах. Конечно, здесь мы можем бесконечно долго спорить и искать истину, но как же без этого!

Для того, чтобы избежать грубых ошибок при присуждении баллов вину, которые в действительности не будут соответствовать его качеству необходимо уделить внимание некоторым моментам. Ни в коем случае не стоит полностью трансформировать аналитико-описательную часть в цифровую, в некоторых случаях можем получить абсолютно несогласованные результаты. Кроме того, возможно дать оценку вину, используя только метод 100-бальной оценки без заполнения аналитико-описательной части, сделав наблюдения по всем характеристикам вина — визуальным, ольфактивным и вкусо-ольфактивным.

Корректирующие коэффициенты

Каждой характеристике вина в таблице соответствует свой корректирующий коэффициент (предпоследняя колонка в таблице). Коэффициент может быть 1, 2 или 3 в зависимости от качественной значимости различных органолептических характеристик.

В части визуального анализа, для оценки прозрачности и консистенции тихих вин/вин фриззанте или прозрачности и перляжа игристых вин используется корректирующий коэффициент 1 (единица), так как считается, что данные элементы не играют сильно дискриминирующую роль при оценке качества вина.

Цвет вина, наоборот, принимает на себя более значительную роль при оценке, и его корректирующий коэффициент равен 2.

Корректирующий коэффициент, равный 3 используется для оценки таких параметров как качество аромата, вкусо-ольфактивное качество вина и гармония – данные параметры вина играют наиважнейшую роль при оценке.

Баллы

Вино на 100 баллов – существует ли оно, идеальное по всем параметрам, по каждой ароматной и вкусовой ноте, по каждому ощущению и эмоции, которое оно нам дарит? Наверное, ответить на это вопрос сложно. Но давайте разбираться с баллами.

Максимальный бал для вина составляет 100/100 со следующим разделением:

15/100 отдаем на визуальные характеристики

30/100 отдаем на ольфактивные характеристики

40/100 отдаем на вкусо-ольфактивные характеристики

15/100 отдаем гармонии вина.

Такое разделение обуславливается тем, что ольфактивные и вкусо-ольфактивные характеристики вина играют более значимую роль, чем визуальные. Цвет вина довольно часто бывает привлекательным и ярким, но только ароматы вина и вкусо-ольфактивные ощущения вина представляют его реальную ценность.

С практической точки зрения заполнить таблицу довольно просто. Дегустируем вино и отмечаем соответствующую ячейку крестиком. Заполнив ячейку, мы умножаем балл (1,2,3,4 или 5) на соответствующий корректирующий коэффициент и получаем число, которое записываем в последнюю колонку. Затем суммируем. Считается достаточным для вина набрать 60/100, НО для того, чтобы вино считать приятным для потребления ему необходимо набрать как минимум 70/100 (правило основных винных конкурсов).

Прежде чем поставить крестик в какой-либо ячейке, внимательно отнеситесь к типичности вина, чтобы не сбрасывать со счетов некоторые вина. Если в дегустации присутствует молодое вино, сложность его аромата никогда не сравнится с ароматом более выдержанных вин. Если бы мы не учитывали типичности вин, то большинство молодых вин получали бы очень низкие оценки. Поэтому, еще раз повторим, что при оценки вина всегда помним об абсолютном качестве вина и о его типичности.

Пройдемся быстренько по основным характеристикам, которые мы оцениваем применительно к приведенной выше схеме (см. таблицу):

1. Визуальный анализ

Оцениваем внешний аспект вина и цвет, для того, чтобы исключить болезни вина или другие аномалии, что встречается довольно редко, но в первую очередь для того, чтобы определиться с состоянием развития (эволюцией) вина и соответствием вина своему тип (типичности).

Современные технологии практически исключают случаи присутствия мутности в вине. Консистенция вина тесно связана с его типичностью, так что и вина, с малым содержанием алкоголя и со слабой структурой могут быть довольно приятными. Для упрощения процесса оценки, прозрачность и консистенцию объединяем в один термин – внешний аспект вина (aspetto) (в случае с игристыми винами, объединяем прозрачность и перляж).

Статья по теме:   Сорт винограда Виллар нуар

Цвет вина играет более важную роль, но не потому что один цвет предпочтительнее другого, рубиново-красный цвет также привлекателен как и гранатово-красный. Что более важно, так это яркость цвета (vivacità), которая связана с состоянием развития, что в свою очередь отражается на ароматике вина и вкусо-ольфактивных ощущениях.

Например, золотисто-желтому цвету вина можно дать три разные оценки — удовлетворительно, хорошо, либо отлично, все будет зависеть, от того яркий или тусклый оттенок, прозрачный и искристый, либо наоборот. При удовлетворительной оценке, наше вино, видимо, уже приблизилось к старости, либо есть оксидация; букет вина и вкус уже неинтересны. При отличной оценке, такой цвет возможно даст нам гарантию качества вина, которое пребывает в отличной форме, с хорошей интенсивностью аромата и вкусо-ольфактивных ощущений. Видите разницу?

2. Ольфактивный анализ

Интенсивность, сложность и качество аромата – такие же параметры, как и в аналитико-описательной части, но опять же, и здесь у них разная качественная значимость.

Среди всех параметров, интенсивность аромата, менее значимая, так как современные энологические практики позволяют создать вина, практически всегда имеющие хорошую ароматику, поэтому корректирующий коэффициент для интенсивности равен 1.

Сложность аромата тесно связана с регионом/зоной культивирования винограда, сортом винограда и эволюцией вина, таким образом, является более важным элементом с точки зрения оценки ароматики — корректирующий коэффициент равен 2.

И, наконец, качество аромата, объединяющее интенсивность сложность, элегантность, типичность и чистоту аромата, является наиболее значимой характеристикой — корректирующий коэффициент принимаем равный 3.

3. Вкусо-ольфактивный анализ

Структура (тело) вина, баланс и вкусо-ольфактивная интенсивность – параметры, тесно связанные с типом вина и его эволюцией, но менее значимые при оценке, чем такой параметр как вкусо-ольфактивное качество – для оценки этих параметров используем корректирующий коэффициент равный 1.

Длительность вкуса, особенно когда мы говорим о долгих секундах приятного послевкусия, является показателем богатой ароматики, сложности вкуса, элегантности — корректирующий коэффициент принимаем равный 2.

Вкусо-ольфактивное качество, объединяющее структуру, баланс, интенсивность вкуса, полноту вкуса, но, в первую очередь, длительность вкуса, элегантность, типичность и чистоту вкуса является наиболее значимой характеристикой — корректирующий коэффициент равен 3.

4. Гармония

И, наконец, гармония вина – характеристика, суммирующая все предыдущие качественные оценки вина — корректирующий коэффициент принимаем равный 3.

Только в том случае, если у вина, все органолептические характеристики которого стоят на высокой ступени, его гармония может быть оценена как превосходная (eccellente). В таком случае, будьте уверены — перед нами великое и незабываемое вино!

В других случаях, в зависимости от органолептических характеристик, гармонии вина можно дать оценку хорошая (buona), либо средняя (discreta), либо удовлетворительная (sufficiente).

Если перед нами вино с дефектом на каком-либо этапе анализа, то гармония такого вина будет оцениваться как неудовлетворительная (insufficiente).

Внимательно оценивайте вино и присуждайте ему баллы. Вы всегда должны быть в состоянии четко обосновать, почему именно такой балл вы поставили, в какой части органолептического анализа вы забраковали вино и по какой именно характеристике, а для этого опытный сомелье должен свободно владеть терминологией и понимать, что за ней стоит.

Система оценки вин Восточно-Европейской Ассоциации сомелье

Системы оценки вина, совокупность методов дегустационной оценки вина. Существует много систем оценки вина: 10-балльная, 20-балльная, конкурсная МОВВ, Сернджотто-ИВО, 35-балльная, детерминантные, гедонические и др. В России принята 10-балльная система оценки вина, предусматривающая характеристику качества вина по 5 основным элементам: прозрачности, цвету, аромату (букету), вкусу и типичности.

В России наибольшее распространение получила система, включающая оценку образца по 10-балльной шкале и его развернутую словесную характеристику.

Система оценки вина Восточно-Европейской Ассоциации сомелье подразумевает 100-балльную шкалу, которая включает:

  • Визуальный анализ
  • Обонятельный анализ
  • Вкусо-обонятельный анализ
  • Итоговый анализ

В оценочной форме ставятся соответствующие оценки обозначенным категориям и каждая умножается на коэффициент. Сложив все, получается итоговый балл. Таким образом, 100-балльная система является более информативной и точной, нежели общепринятая российская система.

Визуальный анализ

Первое, что оценивает дегустатор, — это цвет и внешний вид вина. Для того, чтобы правильно «увидеть», надо соблюсти некоторые правила: во-первых , бокал должен быть правильной формы и размера; во-вторых , скатерть, на которой стоит бокал, должна быть белой: это усиливает контраст между цветом вина и фоном и позволяет правильно оценить внешние признаки напитка.

Неважно, какое именно вино вы дегустируете: красное, белое, розовое, шампанское…. Первое для оценки — прозрачность, второе — цвет, третье — консистенция и четвертое — «игра», но только для игристых вин.

Прозрачность — вино должно быть чистое и прозрачное, без взвесей, осадка (если он не является допустимым для вина данного типа), остаточной игристости в тихих красных или выдержанных белых винах. Различают — непрозрачное, умеренно прозрачное, прозрачное (основная категория для красных вин), кристальное (для белых вин с яркими бликами), блестящее (для игристых вин).

Цвет — цветовая гамма для красных вин обширна: от пурпурно-красного , почти фиолетового, свойственного, как правило, молодым винам, до рубиново-красного , гранатово-красного и оранжево-красного у старых. Итак, по цвету мы можем определить возраст вина. Розовые вина различают как светло-розовые , вишнево- и темно-розовые , все зависит от региона производства, сортов винограда и методов производства. Но нужно помнить, что век розовых вин недолог. Что касается белых вин: первое, что мы замечаем — они никогда не бывают «белыми». Слабый зеленовато-желтый оттенок или почти бесцветность напитка говорит нам о том, что это вино молодое. Соломенно-желтый цвет указывает на небольшой возраст или участие дубовых бочек в процессе выдержки вина. Золотисто-желтый цвет указывает на уже ощутимый возраст белого вина или сладость. Янтарный оттенок свойственен старым винам или благородным сладким.

Консистенция — если говорить о консистенции вина, то здесь имеется ввиду его вязкость, текучесть, содержание глицерина, алкоголя и сахара. Текучесть вина может быть разной: когда при вращении бокала вино задерживается на стенках и медленно стекает по ним, профессионалы называют этот эффект (эффект Маргони) — «ножками» или «слезами». По консистенции вина различают как жидкие, слабые, средние, маслянистые и тягучие.

Игра (перляж) — при дегустации шампанских, игристых и пенящихся вин главное — это пузырьки и их поведение. Здесь мы наблюдаем: размер пузырьков — большие, средние или маленькие; количество пузырьков — небольшое, среднее или большое; длительность перляжа (игры) — малая, средняя или большая.

Обонятельный анализ

Аромат и вкус — это основное, что оценивается в винной дегустации. Когда вино налито в бокал — понюхайте его и не бойтесь сказать, что вы почувствовали: сосредоточьтесь на своих ощущениях, попробуйте понять, что именно вам напоминает его аромат. В процессе дегустации выделяют три вида ароматов: первичные — собственно аромат винограда, из которого изготовлено вино. Этот аромат можно оценить, даже не наливая напиток в бокал — достаточно откупорить бутылку. Говоря о вторичных ароматах, имеются в виду те из них, которые появляются в результате брожения напитка. Третичные — относятся к фазе выдерживания вина: они происходят из первичных и вторичных, изменяясь в процессе выдержки. Вина наливают в бокал, слегка вращают его и ненадолго оставляют,- только потом вдыхают аромат.

Статья по теме:   Альбедо почвы - виноград

Интенсивность — характеризует яркость аромата, его напор и глубину. Различают недостаточно интенсивный, слегка интенсивный, умеренно интенсивный, интенсивный и очень интенсивный.

Комплексность — здесь имеется в виду многообразие разных ароматических семейств в одном вине, как, например, фруктовые, цветочные, пряные и минеральные… Различают следующие виды — недостаточно комплексное, слегка, умеренно, комплексное или с большой комплексностью.

Качество аромата — может рассказать нам о характеристиках года урожая, профессионализме винодела и условиях хранения вина. Различают — грубое, грубоватое, среднего качества, хорошее и превосходное качество.

Описание. Погрузите свой нос поглубже в бокал и говорите первое, что вы ощутили, — это самый верный метод почувствовать все ароматы. Существуют миллионы ароматов:

  • фруктовые — банан, яблоко, малина, персик, абрикос, слива и т. д. ;
  • цветочные — роза, табак, фиалка, жасмин…;
  • растительные — свежая трава, чай, влажная или сухая листва, сено…;
  • винозные — ароматы брожения;
  • пряные — корица, перец, лаванда, базилик, ваниль…;
  • букетистые — животные тона, кошачья моча, мясо, свежая кровь, древесные ноты, каучук, дуб, сосна, дым и копчености, жареный хлеб, кофе, шоколад, сыр, сливочное масло, мед и так далее и тому подобное;
  • минеральные — легкая дымность, мокрый щебень, аромат минеральной воды, сода, пыль;
  • эфирные — гудрон, лак для ногтей, бензольные ноты, «ацетон»;
  • ароматические — сортовые ароматы, чаще присущи ароматическим сортам винограда (мускат, мальвазия, гевюрцтраминер…);
  • простые — прямые ароматы без разнообразия нюансов.

Попробуйте и вы унюхать что-то интересное в своем бокале: только ничего не придумывайте! Главное в этом моменте дегустации — сосредоточиться и суметь не только ощутить, но и правильно описать, выразить это ощущение. Материализовать аромат вина! Это непросто, но очень увлекательно. Не пробуйте вино, только нюхайте: столько времени, сколько вам нужно, чтобы по настоящему понять и оценить его аромат.

В месте, где проходят дегустации, воздух должен быть абсолютно нейтральным, без каких-либо примесей. Как правило, воздух кондиционируют, чтобы избежать проникновения в помещение запахов улицы или дыма сигарет. Кстати, ни в коем случае нельзя курить в помещениях, где хранят или продают вина: табачный дым убивает вино! Если вы собираетесь на дегустацию — не пользуйтесь духами и туалетной водой, сильные запахи могут помешать и вам, и остальным участникам церемонии.

Вкусо-обонятельный анализ

Пробуя вино, мы узнаем, во-первых , его вкус. Во-вторых , его тяжесть или легкость. И, в-третьих , его стойкость. Вкусовые ощущения концентрируются на языке: сладость чувствуется на кончике языка; горечь — там, где язык кончается, ближе к гортани; кислота остается на поверхности и по обеим сторонам языка; соленость — по краям.

Приступим. Первые две — три секунды после попадания вина в рот называются «фазой атаки» — именно в эти первые секунды ощущается сладость вина. Вторая фаза — «прогулка по рту» — длится немного дольше первой и в это время мы чувствуем горечь, кислоту или соленость (минеральность) напитка. Третья и последняя фаза — «окончательное впечатление».

Как правильно пройти и понять все эти фазы? Сделайте небольшой глоток и задержите вино во рту. Затем дайте вину пройтись по вашему рту и пропитать его. Оближите губы и вдохните немного воздуха, чтобы он смешался с вином. Еще раз прогоните вино по всем закоулкам вашего рта и только после этого глотайте, медленно, по чуть-чуть . Эта простая операция займет несколько секунд.

Вкус вина складывается из равновесия между показателями мягкости (сахар, алкоголь, округлость) и жесткости (кислоты, танины, минеральные вещества).

Сахара — сразу дают понять, сухое вы пробуете вино, полусухое, полусладкое, сладкое или приторное.

Алкоголь — это прежде всего термические ощущения (тепло) и ощущения сухости во рту, их разделяют на легкое, слегка греющее, умеренно греющее, греющее или алкогольное.

Округлость — это ощущения мягкости, свежести и присутствия вина даже после того, как вы сделали глоток. Различают — угловатое, слегка округлое, умеренно округлое, округлое и шелковое вино.

Кислоты — создают ощущение свежести и стимулируют слюноотделение, не позволяя рецепторам «привыкнуть» к вкусу вина или еды. Различают следующие категории — плоские, слегка свежие, умеренно свежие, свежие и кислотные.

Танины — это ощущения вязкости и терпкости, которые дополнительно сушат ротовую полость. Различают следующие категории — слабые, едва танинные, умеренно танинные, танинные или вяжущие.

Минеральные вещества — эти ощущения сродни тем, что мы испытываем, когда пьем минеральную воду (соленость, содистые ноты) и дополнительное стимулирование слюноотделения. Различают следующие категории — безвкусные, мало минеральные, умеренно минеральные, минеральные или ярко минеральные.

Баланс — исходя из равновесия между показателями мягкости и жесткости, мы определяем сбалансированность вина. Различают следующие категории — мало сбалансированное, умеренно сбалансированное или сбалансированное.

Интенсивность вкуса — характеризуется яркостью вкусовых ощущений. Различают следующие категории — недостаточная интенсивность, мало интенсивный, умеренно интенсивный, интенсивный или очень интенсивный вкус.

Длительность вкуса — характеризуется длительностью ощущений, после того, как глоток сделан, и отсчитывается до момента начала слюноотделения. Измеряется в каудалях (один каудаль равен одной секунде). Различают следующие категории — короткий, слегка длительный, умеренно длительный или долгий.

Качество — характеризуется наличием или отсутствием дефектов во вкусе. Различают следующие категории: низкое, умеренное, умеренно хорошее, хорошее или превосходное.

Структура — характеризует общее впечатления показателей мягкости и жесткости. Различают следующие категории: бедная, слабая, полнотелая, крупная или тяжелая.

Итоговый анализ

Состояние развития — здесь определяется реальное состояние вина и его потенциал к выдержке. Различают следующие категории — незрелое, молодое, готовое (можно пить или хранить), зрелое (нужно пить, при дальнейшем хранении будет наблюдаться ухудшение качества) или старое.

Гармоничность — является подведением итогов и характеризует вино с учетом всех этапов дегустации и их показателей. Различают следующие категории — слабо-гармоничное , умеренно-гармоничное или гармоничное.

Основное сказано. Добавлю от Александра Дюма: «Вино — это интеллектуальная часть еды; мясо же — всего лишь материальная». Так что для того, чтобы научиться дегустировать вино прежде всего надо тренировать свой интеллект. Развивать воображение. Учиться правильно выражать словами свои мысли и ощущения. И пробовать, пробовать, пробовать… Не забывая, что наша жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое вино.

Статья по теме:   Ромео - гибридная форма винограда

Критерии оценки вина по 100-балльной системе

В оценочной форме ставим соответствующие оценки обозначенным категориям и умножаем каждую на коэффициент, сложив все, получаем итоговый балл. Оценка категории складывается из того уровня, который был выбран в имеющемся диапазоне (например: качество: грубое-1 , грубоватое-2 , среднего качества-3 , хорошего-4 и превосходное-5 ), если в диапазоне менее пяти показателей, вы ставите оценку исходя из личных предпочтений. Здесь важно понимать индивидуальность каждого дегустатора и, порой, субъективность некоторых оценок.

The Best Guide

Primary menu

Post navigation

И снова об оценках вина: что означают баллы?

Если вы интересуетесь вином, то наверняка слышали о всяких там шкалах оценок, о Роберте Паркере и журнале Wine Spectator. Может быть, вы даже выбираете вина, взяв в качестве критерия оценки ведущих критиков. А может, даже ставите собственные оценки — хотя бы для того, чтобы в будущем быстро определять, какие вина заслуживают покупки, а какие — нет. Причём именно с вашей точки зрения, а не паркеровской.

Какие существуют шкалы оценок? Разные. Самой известной является 100-балльная шкала; её используют Роберт Паркер, Wine Spectator, Wine Ethusiast, Guia Penin. Весьма популярна и 20-балльная шкала, с которой работают Денис Руденко, Дженсис Робинсон, журнал Decanter. Некоторые используют 10-балльную шкалу, но это уже экзотика. А проще всех шкала у Gambero Rosso: от 0 до 3 «бокалов» («звёзд»).

Перевести оценки критиков на человеческий язык можно примерно следующим образом:

  • Меньше 76/100 или меньше 13/20 – явно не стоит покупать это вино. Оно или абсолютно скучное, «пресное», или с дефектами, слабо или хорошо заметными. Если оценка меньше 65/100 и меньше 10/20, то вино лучше не пить вообще — от греха подальше.
  • 76-80/100 и 13-14/20 – покупать можно, но за небольшие деньги (до 400 рублей). Это очень простые, «повседневные» или пикниковые вина, в них нет ничего интересного. Но дефектов тоже обычно нет. Об оценках такого рода производители, импортеры и продавцы, однако, всегда умалчивают. Считается, что такая оценка равносильна клейму «заурядное», и, откровенно говоря, это действительно так.
  • 81-85/100 и 14,5-15/20 – вполне можно покупать. Это симпатичные и приятные вина, но всё ещё довольно-таки простые. Без дефектов однозначно. Это вина чуть выше среднего уровня, но подобные оценки всё равно обычно не афишируются. Дорогие рестораны предпочитают такие вина в свои винные карты не включать. Однако в непафосных кафе они вполне могут быть.
  • 86-89/100 и 15,5-16,5/20 – симпатичные и довольно интересные вина. Хороший вариант для праздников. Но за большие деньги покупать такое вино вряд ли стоит. Такие вина многие рестораны уже включают в винные карты.
  • 90-92/100 и 17-17,5/20 – отличные вина, интересные. Оценки от 90 баллов уже афишируются и указываются повсюду, где только можно. Иногда на бутылки с вином наклеивают соответствующие наклеечки или этикетки. Рестораны подобные вина берут без проблем.
  • 93-95/100 и 18-18,5/20 — превосходные вина, очень интересные. Стоят дорого (примерно от 2 тысяч рублей за бутылку, но часто дороже), в обычных супермаркетах встречаются крайне редко.
  • 96-100/100 и 19-20/20 – исключительные, восхитительные, великолепные вина. Стоят очень дорого, вплоть до сотен тысяч рублей за бутылку.

Важные нюансы

Оценки критиков могут различаться. Различие в оценках в плюс-минус 2 балла по 100-балльной шкале – обыденное явление. Разница вполне может достигать и 5-7 баллов: это уже повод задуматься – возможно, вино «на любителя», со специфическим характером, который нравится не каждому.

Изредка встречается громадная разница в оценках: например, Дженсис Робинсон как-то оценила одно бордосское вино в 12/20 баллов, в то время как Паркер поставил ему 98/100. Паркер потом сказал, что Робинсон крайне предвзято отнеслась к вину, хотя дегустация и проводилась вслепую (но якобы производителя можно было определить по весьма специфической бутылке). На самом же деле вкусы у Робинсон и Паркера разные, и в случае с тем вином у них сложились противоположные мнения о стилистике вина. Точнее о том, насколько она уместна, потому что у вина был необычный для Бордо вкус.

Важно понять, что высокая оценка критика едва ли гарантирует то, что вино вам понравится! Например, некоторые вина с оценками на уровне 83-85 баллов мне нравятся больше, чем некоторые вина с оценками на уровне 89-90 баллов. Это следствие индивидуальных вкусовых и обонятельных пристрастий. И нельзя гарантировать, что купив вино с 90 баллами, вы получите наслаждение. Необязательно. Вы можете получить большее наслаждение от вина, оцененного кем-нибудь в 82 балла.

Ещё один нюанс. Вино с высокой оценкой может быть очень насыщенным, концентрированным, интересным. Но захотите ли вы второй бокал? Не пресытитесь ли несколькими глотками? Захотите ли подавать такое вино для сопровождения обеда.

Есть и такие люди, которые с презрением относятся к любым оценкам ниже 85-86/100 и считают покупку соответствующего вина актом ниже своего достоинства. Я с этим мнением не согласен и советую обращать внимание не только на оценку, но и на комментарий критика, чтобы понять, соответствует ли стилистика вина вашим предпочтением. Если соответствует и оценка высокая, то покупать стоит. Если не соответствует и оценка высокая, то покупать стоит разве что только ради интереса, будучи готовым к разочарованию.

Справедливости ради нужно добавить, что (по моему опыту, по крайней мере), вина с оценками от 92-93 баллов всегда интересные и впечатляющие, даже если они не вполне в вашем вкусе. Но и тут есть нюансы. Иногда оценки вину ставятся «авансом», по его потенциалу. Через 10 лет оно раскроется и станет волшебным, но пока оно «закрытое» и едва ли способно доставить вам большое удовольствие. Это особенно верно по отношению к молодым красным винам от именитых производителей из известных винодельческих регионов типа Пьемонта и Риохи. Такие вина покупают, чтобы выдерживать — или покупают уже выдержанными.

Таким образом, баллы можно рассматривать как один из индикаторов качества или уровня вина, но не как индикатор наслаждения, которое оно способно вам доставить. Вкусы у всех разные.

Источники:

http://www.vinoitaliano.ru/100ballov.html
http://wine-expert.org/ru/evaluations/3/
http://best-guide.ru/?p=7542

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector
×
×
×
×