Сент Тереза (Saint Theresa, Святая Тереза) – бессемянный сорт винограда

0

Сент Тереза (Saint Theresa, Святая Тереза) – бессемянный сорт винограда

Мистический опыт Терезы Авильской: искала Бога, нашла экстаз

Сейчас будет горячо) Ну что поделать, тема такая.

Тереза Авильская родилась в Испании (собственно, в городе Авила) в 1515 году. Будущая монахиня-кармелитка происходила из знатного рода и была красива. Деньги и красота могли наполнить ее жизнь теми нехитрыми радостями, которые были уготованы средневековой даме, но чрезмерная набожность определила дальнейшую судьбу упрямой девочки.

Далее биографические сведения разнятся: то ли Тереза сбежала в монастырь, спасаясь от матримониальных планов отца, то ли сам папаша отправил ее в монастырь, опасаясь раннего взросления. Так или иначе, Тереза прикоснулась к монастырской жизни, и ничто иное с этого момента ее не волновало.

Будущая католическая святая провела в монастыре ряд преобразований (“босые кармелитки” – ее детище), оставила после себя горстку стихов и довольно много мистических откровений. Вот о них и пойдет речь.

Чувственные молитвы Терезы из Авила вылились в довольно пикантный религиозный опыт, который неопытные монашки принимали за Божью благодать, а все остальные за логичное завершение некоторых физиологических процессов.

Как бы дальше мне не пришлось защищать Терезу от православных богословов, экстаз у нее был. Тот самый, обычный, мирской, а вовсе не какой-то особо одухотворенный.

Её откровение – “Внутренний замок” – изобилует “сладкими муками”, “сладчайшими ранами” и прочей эротической терминологией. Ежели выкинуть из текста слова “Христос”, “молитва”, “Бог”, мы получим вялый дамский роман в постельной локации.

“Духовные подвиги” Терезы каждый раз заканчивались изнеможением и чуть ли не обмороком. Американский философ Уильямс Джеймс со сдержанной деликатностью называл молитву католической святой:

бесконечным любовном флиртом между поклонником и его божеством

А вот кармелитки, не имеющие опыта физической любви, внимали Учителю Церкви с благоговейным трепетом и верили, что их наставницу посещает Господь.

Ну а теперь небольшая ремарка. В России об интересном опыте Терезы обыватели знают благодаря вольному переводу Мережковского, который подкинул собственных эро-дровишек в чувственный костер Терезы Авильской.

Позже Андрей Кураев и А.И. Осипов подхватили эстафетную палочку в бичевании католической святой и вот – репутация Терезы Авильской стоит на одной ступени с репутацией портовой девки, а наши апологеты треплют ее имя каждый раз, когда бросают камень в сторону католицизма (Никого не хочу задеть. Автор как минимум не атеист, но факт намеренной фальсификации одним ученым мужем, и популяризации фальшивки другими учеными мужами меня задевает).

В подаче Мережковского несчастная кармелитка выглядит не заплутавшей в собственной физиологии монашкой, а бойкой и весьма опытной нимфоманкой. Смотрим-читаем-сравниваем:

Часто Христос мне говорит: Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая. Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее – ( авт. – “Испанские мистики”. Мережсковский. ).

Я видела у него [ангела] в руках длинное золотое копье , и на железном наконечнике, как мне показалось, был язычок пламени . Мне показалось, что он несколько раз вонзил его мне в сердце, и оно достигло моих внутренностей. Когда он вытаскивал [копье], мне казалось, что он вытаскивает вместе с ним [внутренности], и он оставил меня целиком воспламененной великой любовью к Богу. Это не телесная боль, но духовная, хотя в чем-то ей причастно и тело, и даже в немалой степени. Настолько сладостна любовная беседа, которая идет между душой и Богом, что я умоляю Его в Его благости дать это испробовать тем, кто думает, будто я лгу.

В общем, опыт у Терезы был сугубо личный, но ударной волной накрыло и католиков, которые пытались делать хорошую мину при плохой игре, и православных со своим обличающим перстом в сторону католических блудных страстей, и всех остальных.

Статья по теме:   Подпоры - виноград

Лайк и подписка на канал делают одного ТыжИсторика счастливым)

Святая Тереза из Лизье: биография, история и интересные факты

В истории христианского мира известны несколько монахинь с таким именем: величайшая миссионерка мать Тереза, умершая в 1997 году прошлого века, одна из лучших писателей испанского золотого века кармелитка Тереза Авильская (1515-1582), а также маленькая Тереза из Лизье, история и деятельность которой не такая грандиозная или известная, но при этом не менее важная.

Маленький цветок Иисуса

Так называют Терезу из Лизье – французскую монахиню, силой своей веры в Бога ставшую святой. Также ее называют Тереза Малая, Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, хотя до пострига она звалась просто Тереза Мартен.

Прожившая всего 24 года, эта девушка своей любовью к Богу доказала, что можно жить вечно в сердцах людей, даже если при жизни мало кто тебя знал.

О семье

Биография Терезы из Лизье (маленький городок на севере Франции) не блистает особыми подвигами или впечатляющими поступками, но, несмотря на это, юной девушке удалось привлечь внимание к Богу многих людей. Родилась она в 1873 году в простой семье, в которой ее отец Луи содержал небольшой часовой бизнес: лавку и мастерскую, а мать Зели была кружевницей, изготавливающей потрясающие алансонские кружева. Примечательно, что до бракосочетания оба родителя всерьез подумывали об монашеском обете, но, видимо, судьба распорядилась иначе.

У малышки Терезы из Лизье было еще четыре сестры, которые впоследствии (так же, как и она) приняли монашество. Более того, еще четыре ребенка (два сына и две девочки) умерли во младенчестве, так что у будущей святой была довольно большая семья, которая являлась образцом христианской любви в ближнему. Все семейство активно помогало обездоленным, посещало одиноких умирающих в госпиталях и больницах, стараясь прививать любовь к людям всем охочим. До первого значимого события в своей жизни Тереза и ее семья жили в Алансоне, но, когда малышке исполнилось четыре года, ее мама скончалась от рака, и семье пришлось переехать в Лизье.

Краткое жизнеописание

С этого момента озорная и веселая, но при этом категоричная и своевольная Мария-Франсуаза-Тереза совершенно меняется: она становится слишком ранимой, чувствительной и принимающей все близко к сердцу. О таких людях часто говорят: делает из мухи слона. Малейшее слово или косой взгляд могли выбить из колеи маленькую Терезу на длительное время, превращая в робкий комочек, который стремился быть невидимым для мира. Такое состояние будет длиться около девяти лет, истязая психику ребенка, но при этом закаляя дух. Ее сестра Полина (Паолина) берет на себя воспитание девочки, которая все меньше контактирует с внешним миром, но вдруг решает уйти в монастырь. Терезе из Лизье в это время исполняется десять лет, для нее это новый удар и новое испытание веры. Но совсем скоро ее озаряет: она тоже должна стать кармелиткой, как и ее любимая Полина.

В это же время ее сражает невиданный недуг, который не могут охарактеризовать медики: ее посещают странные галлюцинации, накатывают приступы панической атаки и необъяснимые истерики. Семья пытается помочь, заказывая многочасовые молебны и делая щедрые пожертвования, но все тщетно: ребенок находится на грани смерти. По ее просьбе в комнату приносят статую Пресвятой Богородицы, чтобы можно было молиться, ведь встать у Терезы уже не было сил. В один из приступов девочка стала истово молиться, прося помощи и защиты. И по словам самой Терезы, в какой-то момент она увидела оживший Святой Лик Богородицы и ее ангельскую улыбку, уверявшую, что все будет хорошо. Чувство восторга и неземного счастья пронзило душу Терезы из Ливье, с этого момента она чудом выздоровела.

Путь истинной и нерушимой веры

Именно этот момент укрепил веру девушки, и она твердо решила стать монахиней- кармелиткой. Настолько сильно было ее желание, что она решилась на поездку в Рим, к самому папе Льву Тринадцатому, дабы просить разрешения. Сначала ей было отказано ввиду юного возраста, но буквально в следующем году, когда ей исполнилось пятнадцать лет, духовенство, видя ее неугасимую тягу к сану, дает согласие: Тереза из Лизье становится послушницей монастыря. В это же время ее отец переносит удар, вследствие которого частично теряет рассудок, отчего Терезу и ее сестер за глаза обзывают «дочки сумасшедшего». Это ее еще больше ввергает в беспокойство, которое она лечит молитвами и служением церкви. Через год она постриглась в монахини, выбрав для себя имя сестра Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика.

Статья по теме:   Методическое пособие по ампелографии - виноград

Уже в это время ее постигают высокие мысли: она хочет стать великой святой и делится этими размышлениями со своим духовником, который предупреждает ее о гордыне, которой не место в сердце монахини. Но Тереза точно знает, что это не гордыня вовсе, а огромное желание донести до человечества силу божественной любви, которая может проявляться в чем угодно. Она начинает писать стихи, пьесы, в которых выражает свою исключительную любовь к Богу. Ее слова: «Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания, все времена и пространства и что она вечна» – становятся ее дальнейшим девизом по жизни. В 23 года девушке, страдающей несколько лет от боли в груди и кашля, врачи ставят неутешительный диагноз “туберкулез легких”. Всего через семь лет пребывания в монастыре св. Тереза из Лизье умирает в муках. Это случилось 30 сентября 1897 года.

“История одной души”

Тереза из Лизье в последние годы своей жизни по твердому побуждению настоятельницы монастыря, матери Агнессы, пишет автобиографическую повесть, в которой львиная доля отдана размышлениям о Боге, вере, а также мыслям из детства. По большому счету, это дневник молодой девушки, с которым она делится самым сокровенным. Этот труд назван «История одной души» именно настоятельницей и издан через год после смерти автора тиражом всего в две тысячи копий. Это был своеобразный посмертный подарок, который неожиданно снискал ошеломляющий успех сразу среди духовенства, но вскоре и среди простых людей. Тиражи множились, распространялись, и в начале двадцатого века книгу перевели на все ведущие языки мира. Только через несколько лет миру открылось, что мать Агнесса и Полина, сестра Терезы, – это одно лицо. Первоначально об этом знали только служащие монастыря.

Причисление к лику святых

Папа Пий Десятый в 1907 году изъявил первое желание канонизировать Терезу, что позже завершил Пий Одиннадцатый в 1925 году, всего через 28 лет со дня смерти девушки. Такой чести удостаивались единицы.

Более того, в 1997 году папа Иоанн Второй удостоил святую Терезу из Лизье звания Учителя Церкви, которое кроме нее имеют всего три женщины и 35 человек в целом по всему миру.

Маленький путь

Именно так называла свое служение Маленькая Тереза, объясняя тем, что не обязательно доказывать любовь к Богу великими геройствами или эпичными действиями – можно всего лишь ежеминутно, ежесекундно генерировать любовь к людям в самых различных проявлениях и самых незначительных с виду поступках. Она прислуживала и покорно улыбалась самой противной из монахинь, которая кормила ее только объедками, натирала полы и лестницы монастыря, страдая в то же время от приступов туберкулеза, дарила душевное тепло и внимание самым ущербным и обездоленным, молясь за их здравие. Душевное фиолетовое пламя Терезы из Лизье ни на секунду не угасало, подпитываясь самоотверженной и жертвенной любовью к Богу, которую она выражала таким простым, но при этом сложным способом. Любовь и только любовь, утверждала она, способна возвысить душу человека и даровать ей небесное царство.

Она продолжает помогать, даже покинув этот мир

Одна из самых известных цитат Терезы: «Мои небеса будут на Земле». Таким образом она давала понять, что никогда не перестанет помогать страждущим, даже после того как ее дух оставит физическое тело. Многие верующие утверждают, что это действительно так, чувствуя ее незримое присутствие.

Существует много историй, рассказывающих о чудесных явлениях святой Терезы в разных местах и ее защите, помощи и поддержке. Ее письменные труды до сир пор являются важнейшими столпами веры для многих людей:

  • Манускрипты А, В, С рассказывают о ее детстве, становлении веры и приобретении духовного опыта, показывающих читателю всю тонкость ее души.
  • Письма: 266 обращений к верующим, прихожанам, родственникам в письменном виде передают глубину ее веры.
  • 54 четыре поэмы о любви к Богу, самые весомые из которых – «Почему я люблю тебя, Мария» и «Любовью жить».
  • Театральные композиции Pious Recreations религиозного свойства для определенных праздников, а также собрание изречений и цитат «Последние беседы».
Статья по теме:   Мискет ран - виноград

Наследие святой Терезы

В маленьком городке, который стал местом паломничества миллионов верующих ежегодно, была построена базилика святой Терезы. В Лизье, куда стекаются прихожане, дабы почтить память великой святой и набраться ее силы веры, храм начали строить в далеком 1929 году, через четыре года после ее канонизации. Строительство продолжалось вплоть до 1954 года, так как паломники к могиле Терезы шли неиссякаемым потоком, что несколько затрудняло строительные работы.

В итоге оказалось, что интерьер храма разрабатывали три поколения архитекторов: отец, сын и внук Кордоньеры. Базилика имеет высоту девяносто метров и длину более ста, все ее стены щедро украшены мозаикой, это второе по значимости святое место во всей Франции.

Испания. Авила 5. Монастырь святой Терезы (Convento Santa Teresa).

Plaza de la Santa. Церковь при кармелитском монастыре св.Терезы, которая была построена на месте отчего дома св.Терезы.

Тереза Авильская ( 1515 – 1582 гг.) – испанская монахиня-кармелитка, католическая святая, автор мистических сочинений, реформатор кармелитского ордена, создатель орденской ветви «босоногих кармелиток». Святая Тереза – первая женщина, которую Церковь в 1970 г. причислила к лику Учителей и Наставников духовной жизни. Считается одним из лучших писателей испанского золотого века и первой испанской писательницей.

Plaza de la Santa. Скульптура Святой Терезы:

Монастырь святой Терезы был построен в XVII в. после канонизации Терезы католической церковью на месте дома, в котором она родилась и жила (на площади Plaza de la Santa Teresa). Это действующий женский монастырь, поэтому большая его часть закрыта для посещения туристами. Однако паломники могут посещать непосредственно место ее рождения – часовню при церкви. Часовня декорирована сценами, изображающими святую и ее силу левитации.Также здесь расположен небольшой сад, в котором как считается Тереза играла в детстве.

Plaza de la Santa. Зал реликвий содержит реликвии святой Терезы и ее сподвижника святого Иоанна Креста (San Juan de la Cruz). Среди реликвий палец святой с ее правой руки, подошва от сандалий, четки и др.:

Войдём в церковь.

Витражи в монастыре св. Терезы:

Изображения Святой Терезы (из разных музеев мира).
Alonso del Arco (1635–1704). Картина изображает Святую Терезу из Авилы ( 1515-1582 ) , около 1700 г.:

François Gérard – St Theresa, 1827 г. (detail):

Жозефа де Обидуш , The transverberation святой Терезы ( 1672 ) :

Святая Тереза Авильская. Питер Паул Рубенс:

St. Teresa of Avila by Girgio Papasogli:

В монастыре Святой Терезы:


https://img.tourister.ru/files/1/1/6/4/1/0/7/6/clones/870_694_fixedwidth.jpg

Вид из окна – садик, в котором играли детьми Тереза Авельская и её брат. «Видя, что нам невозможно умереть за Христа, мы с братом решили спасаться, как древние отшельники спасались в пустыне, и для этого начали строить из камешков в нашем саду маленькие затворы и пустыньки, – пишет Тереза. – Но сложенные камни почти тотчас распадались, и строения жалко рушились. Так всякая попытка исполнить наше желание (святой жизни) оставалась бессильной»:

Тереза Авельская прожила 67 лет. Возраст для того времени огромный. Для нашего времени это эквивалентно, должно быть, 80 годам.

Fuga final de lа carne — последнее бегство от плоти произошло 4 октября 1582 г. в Альбе де Тормес. Там же Тереза Авильская и похоронена. К её гробнице каждый год приезжают толпы паломников…

В 1622 г. Тереза Авильская была канонизирована. Как и святая Екатерина Сиенская, она признана Учителем Церкви; наряду со св. Иаковом считается небесной покровительницей Испании. Её произведения переведены на множество языков, включая арабский, корейский, иврит. О ней написано множество книг и снято множество фильмов. Но на русский язык из всех книг святой Терезы переведён только «Внутренний замок».
Представление о её творчестве в России из-за отсутствия адекватных переводов крайне неполно и, мягко говоря, своеобразно. Читая св. Терезу, веришь ей беспредельно. Однако её ненавидят те, кто не читал ни одной её строчки, зато читал о ней нечто, не имеющее никакого отношения к реальности, и написанное теми, кто также её не читал.
Русские читатели знают св. Терезу в основном по книге Д. Мережковского «Испанские мистики».

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5ad7777f1aa80ce576015250/5cd2e3d0c9c89500afe8f703
http://fb.ru/article/387163/svyataya-tereza-iz-lize-biografiya-istoriya-i-interesnyie-faktyi
http://elenajakovlevna.livejournal.com/28881.html

Добавить комментарий