Олег – виноград

Виноградов Олег Михайлович

Олег Виноградов родился 1 августа 1937 года в городе Санкт-Петербург. В 1958 году окончил Ленинградское хореографическое училище. Трудовую деятельность начал с 1963 года. Позднее окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа в Москве.

Трудовую деятельность Виноградов начал с 1963 года, ассистентом балетмейстера а затем балетмейстером, а также театральным художником Новосибирского театра оперы и балета, где состоялись первые постановки Олега Михайловича: отдельные номера в балете «Семь красавиц» К.А. Караева и новая редакция первой картины балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

С 1967 по 1972 год Олег трудился балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. В период с 1973 по 1977 работал главным балетмейстером Ленинградского Малого театра оперы и балета. Затем с 1977 по 2001 год Виноградов являлся художественным руководителем балетной труппы и главным балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова

Олег Михайлович оформил несколько балетов как сценограф. Создал эскизы костюмов к балету «Сильфида» Г.С. Левеншельда. Осуществлял постановки в Одессе, Минске, Риге, Таллине, Фрунзе, Дрездене, Будапеште, Софии, Берлине.

С 1990 года балетмейстер являлся художественным руководителем Кировской академии балета в Вашингтоне, США. С того же года стал артистическим директором труппы «Юниверсал-балет» в Сеуле, Республика Корея, которой руководил 20 лет.

В 1991 году Олег Виноградов создал «Малый балет Мариинского театра».

После 18 лет преподавания за границей, в феврале 2008 года, Олег Михайлович вернулся в Санкт-Петербург в качестве главного приглашенного балетмейстера Михайловского театра.

С 2009 года Виноградов занимал должность декана факультета режиссуры музыкального театра, художественного руководителя балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

В городе Санкт-Петербург, 8 октября 2018 года, прошла XV торжественная церемония вручения Международной премии «Балтийская звезда». Первым награду получил Олег Виноградов. Артист сказал, что это его десятая награда и первая – после возвращения из Америки.

Заслуженный артист Дагестанской АССР (1969)
Народный артист РСФСР (1976)
Народный артист СССР (1983)
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1970) – за постановку балетного спектакля «Горянка» М.М. Кажлаева
Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001) – за постановку балетов «Баядерка» М.И. Петипа, «Лебединое озеро» Р. Пети и «Шехерезада» М.М. Фокина в Мариинском театре
Премия Ленинского комсомола (1977) – за создание высокохудожественных балетных спектаклей
Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1990)
Премия имени М.И. Петипа Парижской академии танца (1980, 1983)
Приз «Золотая танцовщица Пикассо» (Чикаго, 1987)
Премия французских кинематографистов «Золотой Лев» (1988)
Премия Лоренса Оливье (Великобритания, 1990)
Академик Академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Новосибирский театр оперы и балета
1964 – «Золушка» С. С. Прокофьева
1965 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
1968, 1970, 1973 – «Горянка» М. М. Кажлаева
1969 – «Двое», хореографическая композиция на музыку А. Д. Меликова по мотивам стихотворения Р. И. Рождественского (Она – И. А. Колпакова)
1969 – «Александр Невский» на музыку С. С. Прокофьева
1972 – «Зачарованный принц» Б. Бриттена
1979 – «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (совм. с Д. А. Брянцевым)
1980 – «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига (Фея – И. А. Колпакова)
1980 – «Ревизор» А. В. Чайковского
1984 – «Асият» М. М. Кажлаева (новая редакция балета «Горянка»)
1985 – «Витязь в тигровой шкуре» А. Д. Мачавариани
1986 – «Броненосец Потемкин» А. В. Чайковского
1990 – «Петрушка» И. Ф. Стравинского (экранизирован на ТВ в 1990)
1992 – «Коппелия» Л. Делиба
1994 – «Тщетная предосторожность» Ф.Герольда
Ленинградский Малый театр оперы и балета
1971 – «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда
1973 – «Коппелия» Л. Делиба
1974 – «Ярославна» Б. И. Тищенко (совм. с Ю. П. Любимовым)
1976, 2007 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
1977 – «Педагогическая поэма» В. М. Лебедева (совм. с Л. С. Лебедевым)
1977 – «Золушка» С. С. Прокофьева
Одесский театр оперы и балета
1968 – «Золушка» С. С. Прокофьева
1973 – «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда
Большой театр
1967 – «Асель» В. А. Власова
1980 – «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (совм. с Д. А. Брянцевым)
Другие театры
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева – Ереван (1970), София (1971), Сеул, «Юниверсал-балет» (2006)
«Золушка» С. С. Прокофьева – Дрезден (1973), Будапешт (1983), Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (2006)
«Тщетная предосторожность» Ф. Герольда – Саратов (1971), Берлин, «Комише опер» (1974), Фрунзе (1976), Рига (1978), Минск (1979), Таллин (1980)

Статья по теме:   Муст - виноград

Олег Виноградов

Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), премии Ленинского комсомола (1977), премии им. М. Петипа (1979), приз «Золотая танцовщица Пикассо» (1987).

Олег Виноградов окончил Ленинградское хореографическое училище в 1958 году (ученик А. Пушкина).

С 1958 по 1965 год — артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра.

С 1968 по 1972 год — балетмейстер Теaтра им. Кирова, с 1973 по 1977 год — главный балетмейстер Малого театра.

С 1977 года — художественный руководитель балета и главный балетмейстер Театра им. Кирова.

  • «Золушка» (1964, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Одессы (1970), Дрездена (1973), Ленинграда (1977, Малый театр), Будапешта (1983));
  • «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1965, Новосибирск; спектакль перенесен на сцены Софии (1971), Еревана (1972), Ленинграда (нов. ред. в Малом театре, 1976)];
  • «Асель» В. Власова (1967, ГАБТ).

В Театре им. Кирова:

  • «Горянка» М. Кажлаева (1968; нов. ред.— 1973, 1984);
  • «Александр Невский» (1969);
  • «Двое» (1969);
  • «Зачарованный принц» (1972);
  • «Гусарская баллада» (1979, совместно с Д. Брянцевым; нов. ред. для ГАБТа — 1980);
  • «Фея Рондских гор» (1980);
  • «Ревизор» (1980);
  • «Времен промчавшихся заветы» (к 200-летнему юбилею театра, 1983);
  • «Витязь в тигровой шкуре» (1985),
  • «Броненосец «Потемкин» (1986).
  • «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1971; спектакль перенесен на сцены Одессы (1973), Саратова (1973), Берлина (1974, «Комише опер»), Фрунзе (1976), Риги (1976), Минска (1979), Таллина (1980));
  • «Коппелия» (1973);
  • «Ярославна» (1974);
  • «Педагогическая поэма» (1977).

Сценограф и художник многих своих постановок.

Один из виднейших советских хореографов, Олег Виноградов тяготеет к сочинениям крупномасштабным. В его спектаклях значительна роль кордебалета. Наряду с чисто классическими балетами («Золушка», «Тщетная предосторожность», «Зачарованный принц», «Коппелия», «Фея Рондских гор») у Виноградова есть и экспериментальные постановки («Ярославна», «Педагогическая поэма», «Ревизор»), раздвигающие границы современной хореографии. С равной увлеченностью сочиняет он балеты трагические («Ярославна», «Ромео и Джульетта»), комические («Тщетная предосторожность») и даже сатирические («Ревизор»). Убежденный сторонник возможности успешного решения в балете моральных и нравственных проблем на материале сегодняшнего дня («Асель», «Педагогическая поэма», «Горянка»).

«Горянка» особо интересна искусной театрализацией богатого танцевального фольклора Дагестана. Не будет преувеличением сказать, что музыка и хореография «Ярославны» являют собой новое слово в советском балетном театре. Дух смелого и удачного эксперимента, влияние современного театра и в то же время глубина и содержательность, свойственные лучшим образцам русского балета,— вот редкий сплав, определивший ценность этого спектакля.

Олег Виноградов словом и делом ратует за балетный театр не только яркий, талантливый, но и умный. Свое кредо хореограф сформулировал так:

Статья по теме:   КарМаКод - виноград

По моему мнению, зритель, приходящий в балет лишь для того, чтобы полюбоваться красотой танца, обкрадывает себя. Современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли…

Возглавляя прославленную балетную труппу Кировского театра, Олег Виноградов много сил и внимания отдавал работе по сохранению и реставрации классического репертуара и обращал особое внимание на уникальность стиля интерпретации каждого из хореографических шедевров. В 1980 году поставил дивертисмент из балета «Пахита» (хореография М. Петипа) на сцене Парижской оперы.

В 1990 году основал в Вашингтоне Universal Ballet Academy (Кировская балетная академия), в которой фундаментом стала петербургская школа. В том же году становится артистическим директором Universal Ballet Company в Сеуле. В 1994 году организовал Санкт-Петербургский театр камерного балета.

Работает по приглашению ведущих театров с постановками по всему миру. Одни из последних постановок О.М. Виноградова:

  • «Золушка» С. Прокофьева в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, 2006);
  • Золушка» С. Прокофьева в Балетном Театре Санкт-Петербурга (Государственная Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова);
  • «Ромео и Джульетта» в Михайловском театре (Санкт-Петербург, 2007);
  • «Ромео и Джульетта» в Сеуле (2006);
  • «Ромео и Джульетта» в Новосибирске (2016);
  • Гала-концерт в честь тридцатилетнего юбилея Юниверсал Балета в Сеуле.

А. Деген, И. Ступников

Звания и награды:

  • Заслуженный артист Дагестанской АССР (1969);
  • Народный артист РСФСР (1976);
  • Народный артист СССР (1983);
  • Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1970) — за постановку балетного спектакля «Горянка» М.М. Кажлаева;
  • Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001);
  • Премия Ленинского комсомола (1977) — за создание высокохудожественных балетных спектаклей;
  • В 1990 году удостоен высшего звания в области литературы и искусства Франции — «Шевалье»;
  • Премия имени М.И. Петипа Парижской академии танца (1980, 1983);
  • Приз «Золотая танцовщица Пикассо» (Чикаго, 1987);
  • Премия французских кинематографистов «Золотой Лев» (1988);
  • Премия имени Л. Оливье (Великобритания, 1990);
  • Почетный член Академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Олег Виноградов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Олег Виноградов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Андрей Вертоградов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Олег Валкман: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Олег Михайлович рос чрезвычайно одаренным ребенком. Он прекрасно рисовал, обладал великолепным вокалом. Однако в балет он пришел достаточно поздно.

Начало творческого пути

Биография знаменитого мастера началась в 1937 году. Будущий деятель появился на свет 1 августа в Ленинграде. Отец погиб на фронте, мальчика мама воспитывала одна. Так как родительница все время была на работе, работая в три смены на заводе, сын нередко был предоставлен самому себе.

Он записывался во все кружки, танцевал, участвовал в концертах, его рисунки брали на все выставки. Выбрать какое-либо направление в одном виде творчества Олег не мог. Знакомство с искусством хореографии началось при Дворце пионеров. На его сцене Виноградов исполнял корейский танец. На тот момент юный артист не представлял, где эта страна располагается. Тем более не мог даже представить, что когда-то именно Корея станет важной частью его жизни.

В 1958 он закончил в родном городе хореографическое училище. Его преподавателем был А. И. Пушкин. Балетная карьера началась в Новосибирске. На сцене местного театра оперы и балета Виноградов выступал семь лет. Он был первым исполнителем партии Чан-Сяна в балете 1959 «Драгоценный фонарь лотоса». С 1963 до 1968 работал ассистентом балетмейстера, а затем балетмейстером и театральным художником.

Им поставлены номера для спектакля «Семь красавиц», создана новая редакция первой картины «Лебединого озера». Новые вершины Артист решил получить образование на балетмейстерском факультете столичного ГИТИСа. Закончил обучение Виноградов в 1967. В качестве балетмейстера театра имени Кирова он ставил с 1967 по 1972 классические постановки «Коппелии», «Баядерки», «Тщетной предосторожности». Им созданы совершенно новые варианты балета.

Статья по теме:   Влияние света - Влияние условий среды на рост, развитие, количество и качество урожая

Одной из таких постановок стала «Горянка» по мотивам дагестанского фольклора. В творческом диапазоне свободно уживаются сатирический «Ревизор» на музыку Александра Чайковского с историческим «Александром Невским» по кантате Прокофьева и спектаклем по стихотворению Рождественского «Двое».

С 1973 до 1977 Олег Михайлович трудился в Ленинграде главным балетмейстером в Малом театре оперы и балета, до 2001 был худруком балетной труппы и главным балетмейстером городского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В качестве сценографа оформлял несколько спектаклей. Им созданы эскизы костюмов для балета Левеншельда «Сильфида».

Признание

В амплуа режиссера выступил Олег Михайлович в восьмидесятых в фильмах-спектаклях «Корсар», «Жизель», «Спящая красавица». Он принимал участие в работе над тремя документальными картинами. В 1988 в работе над телефильмом-концертом «Гран па в белую ночь» проявил себя как сценарист.

Благодаря работе Олега Михайловича заметно расширились границы искусства балета. Он решил отказаться от привычных в жанре точного хронометрирования номеров, традиционных форм. Композитор получил полнейшую свободу творчества. Виноградов обратил внимание на «Слово о полку Игореве».

В отличие от знаменитой оперы акцентировано все на Ярославне. Она по замыслу балетмейстера стала и обобщенным образом и родины, и русской женщины. Композитором Тищенко в балетную партитуру введен хор, исполняющий фрагменты древнерусской поэмы. Масштабная хореосимфония получилась необычной. Однако зрители приняли ее в 1976 очень тепло. Критика дала творчеству высокие оценки.

Виноградов не только стал автором сценария, но и выступил в качестве оформителя. Новаторским стал и новый спектакль Олега Михайловича «Педагогическая поэма». При этом хореограф никогда не забывал о том, что в основе балета лежит красота. Однако, по его мнению, вызывать балетная постановка должна не только эмоции при любовании, но и мысли, так как жанр не лишен интеллектуального потенциала.

Знаковые работы

В 1990 мэтр по приглашению Джорджа Буша-старшего работал в Вашингтоне худруком Universal Ballet Academy. Тогда же он возглавил труппу «Юниверсал-балет» в качестве артистического директора в Сеуле. Руководил коллективом Виноградов на протяжении двух десятилетий. Его поразило, что в небольшой стране, территорию которой можно пересечь за считанные часы, расположено 11 балетных и оперных театров.

При этом театры мирового уровня он видел даже в провинциальных городках. В 1991 Олег Михайлович создал «Малый балет Мариинского театра», переименованный в 1994 в «Санкт-Петербургский Камерный балет».

После практически двадцатилетнего пребывания за границей Виноградов вернулся в Россию. В Петербурге он стал главным приглашенным балетмейстером в Михайловском театре. Все поставленные им спектакли отличает масштабность, зрелищность, виртуозная комбинация характерного и классического танца, эмоциональность.

Новые грани таланта

С 2009 мэтр занимает пост декана факультета режиссуры музыкального театра, стал худруком балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Счастливо устроилась и личная жизнь мэтра.

Виноградов женат. В семье есть ребенок, сын Артем. Мальчик с раннего детства интересовался историей, древними цивилизациями. Он самостоятельно выучил в 5 лет арабский язык.

В 2007 вышло сочинение маэстро «Исповедь балетмейстера». Книга представляет собой рассказ о личной жизни и профессии хореографа. Автором приподнята завеса тайны над творческим процессом и миром интриг закулисья.

Увлекательное повествование рассказывает о встречах с интереснейшими личностями эпохи, многочисленных увлечениях, сложных отношениях с известными балеринами, любовь которых помогала писателю в жизни.

Источники:

http://ruspekh.ru/people/vinogradov-oleg-mikhajlovich
http://vinogradovfoundation.ru/main-ru/foundation/oleg-vinogradov/
http://www.kakprosto.ru/kak-976248-oleg-vinogradov-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

Добавить комментарий