Кодаль Золтан – виноград
Кодаль Золтан – виноград
Музыкальное воспитание детей по системе Золтана Кодай.
Золтан Кодай (1882-1967) — выдающийся венгерский композитор, музыковед-фольклорист и педагог — глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры.
Вот несколько основных положений его системы.
- Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодай, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.
“Мне все более начинает казаться, – признается Кодай, – что взрослым
вряд ли можно помочь. Поэтому я стал опускаться на все более низкие
ступени. Дурной вкус взрослых вряд ли удастся исправить. В то же время рано
развитый хороший вкус трудно испортить. Культура более высокого порядка,
способная охватить широкие слои, достижима только через школу. Мое
внимание направлено на общеобразовательные школы. В двадцатых годах мне
стало ясно, что массовое музыкальное воспитание должно начинаться именно
оттуда”.
- Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте. Чтобы облегчить и ускорить процесс запоминания нот, им был введён музыкальный алфавит, состоящий из семи жестов, каждый из которых обозначал одну из семи нот.
Овладение ритмическими знаниями начинается с шагов и ходьбы, чтобы
дать таким путем ребенку возможность ощутить равномерность тактовых долей.
Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба или же хлопки и
ходьба в ритме выученной песни, пение с текстом – вот первые шаги на пути
знакомства с музыкой.
- Воспитание человека не может быть полным без музыки. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.
Не будем здесь вдаваться в подробности той борьбы, которую вел
Кодай в течение нескольких десятилетий за повышение уровня музыкально-
воспитательной работы в венгерской школе, за то, чтобы занятиям музыкой
было предоставлено больше времени, за усовершенствование программы, за
лучших педагогов. В двадцатые годы правящие круги неодобрительно относились к стремлениям Кодая и говорили, что общеобразовательная школа не есть музыкальная школа. В ответ на это Кодай выдвигает основополагающий принцип: “Музыка обязательно нужна для развития
человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”.
В начале 50-х годов по планам Золтана Кодая возникла школа нового типа
– общеобразовательная школа с расширенным обучением музыке. В этой школе в
течение восьми лет дети ежедневно получают уроки пения и музыки. Цель школ
этого типа — придать музыке такое же значение, как и другим
общеобразовательным предметам. Дети должны как можно раньше научиться
читать и записывать музыку. Вместе с развитием музыкальных способностей
должна возрасти и восприимчивость детей к другим общеобразовательным
предметам. Эти школы призваны воспитывать как музыкально образованную
публику, так и будущих музыкантов-профессионалов. В школах такого типа
ученик первого класса приобретает музыкальные знания не на двух
еженедельных 30-минутных уроках пения, а на ежедневных занятиях, которые
длятся 45 минут. Благодаря этому к концу первого школьного года дети
поют по релятивной системе, свободно читают ноты, а также знают
скрипичный ключ и абсолютные названия звуков. Они изучают и поют по памяти
примерно восемьдесят народных песен с текстами, с легкостью читают с листа
мелодии и записывают их в виде диктанта. Их ритмическое и
мелодическое восприятие развивают различными способами. При этом известную
роль имеет прохлопывание мелодий, ритмов, а также двухголосное
пение.
Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.
Описание винограда Талдун
Среди гибридных сортов виноград Талдун выделяется морозостойкостью и ранним созреванием. Культура быстро приживается на участках и дает хороший урожай на второй год после посадки.
Описание винограда Талдун
Характеристика сорта
Виноград Талдун является гибридом сортов Талисман и Дунав. Согласно описанию, культура имеет такие особенности:
- Срок созревания – 100-110 дней. Вид относят к раннеспелым.
- Урожайность сорта – 130-140 ц/га.
- Культура морозостойкая и способна выдерживать до -22 °С.
Подходит для приготовления десертных вин, в кулинарии и употребляют в пищу. Культуру выращивают преимущественно в средней полосе.
Описание плодов
Побеги средневетвистые, с ускоренным ростом. Сорт самоопыляемый, цветы двуполые.
Листва крупная, с ярко выраженными разрезами. Черенки имеют закрытую выемку.
Форма винограда удлиненная. Вес одной ягоды достигает 18 гр. Цвет темно-красный, с восковым налетом. Мякоть имеет плотную структуру. Благодаря гибридному происхождению ягоды не трескаются при вызревании. Плоды содержат большое количество сахара – до 26%.
Уход за культурой
Для посадки подходит суглинистая или супесочная почва с невысоким уровнем кислотности. Если грунт слишком легкий, его утяжеляют глиной для увеличения влагоемкости. Для снижения кислотности используют золу и песок.
Полив сорта
Виноград Талдун – влаголюбивая культура. Однако избыток воды приведет к развитию грибковых заболеваний и наращиванию листвы. Существует два вида орошения:
- Полив по листьям. Проводится в засушливый период, чтобы уберечь листву от ожогов.
- Полив под корень. Регулярная процедура для комплексного развития растения.
Первое орошение кустов проводят после высадки весной. Вода для полива должна быть теплой, до 40 °С. Это ускорить формирование почек. Перед высадкой черенка яму заливают ведром воды, чтобы прогреть грунт. После высадки побега орошение проводят еще раз, добавляя в воду калий и азот.
В первый месяц после высадки орошение проводят каждую неделю, в вечернее время. На второй месяц виноград поливают раз в 2 недели.
До начала плодоношения культуру не поливают. Это повысит содержание сахара в плодах.
Во время подготовки виноградника к зиме проводят усиленный полив между рядами. В воду для полива добавляют магний и калий.
Удобрение культуры
Подкормки повысят урожайность растений
Нехватка полезных веществ в почве снизит урожайность винограда и замедлит развитие лозы. Среди однокомпонентных подкормок подходят такие минеральные удобрения:
- хлористый калий;
- суперфосфат;
- аммиачная селитра.
Раствор готовится, исходя из нормы удобрения для одной лозы. На ведро воды: 20 гр. суперфосфата, 5 гр. калийной соли и 10 гр. селитры. Подкормка вносится три раза:
- до начала цветения;
- после формирования листьев;
- до начала образования завязей.
Среди удобрений также популярны комплексные подкормки:
Почву также можно удобрять органическими подкормками. Чаще всего с этой целью используют навоз. На 1 м² разводят 1 кг навоза в ведре с водой. Органические удобрения насыщают почву кислородом и повышают влагопроницаемость.
При использовании подкормок животного происхождения увеличивается риск заражения культуры вредителями. Навоз привлекает на участок медведку и трутня.
Формирование лозы
Виноград отличается скоростным формированием побегов. Без регулярной обрезки переплетенные лозы не получат достаточное количество солнца и урожай погибнет. Процедуру проводят с помощью острого садового секатора. Места среза обрабатывают древесным или активированным углем.
Первую обрезку проводят после посадки. Среди побегов оставляют самый сильный, обрезая более слабые ветки. К осени удаляют верхний край лозы.
На второй год формирование винограда проводят осенью в два этапа. После сбора гроздей срезают лишнюю листву, жирующие побеги и высохшие части лозы.
Вторая обрезка проводится после опадания всей листвы. Температура должна быть не ниже 3 °С. Обрезают побеги, которые плодоносят не второй-третий год.
Вредители и болезни
Сорт Талдун, благодаря гибридному происхождению, обладает иммунитетом к основным заболеваниям, характерным для винограда. Однако при неправильном уходе культура может ослабнуть, что приведет к заражению лозы.
Золтан Кодай — биография, факты из жизни, фото
Известную фигуру в венгерском музыкальном мире Золтана Кодая (Zoltán Kodály) больше всего помнят как композитора, музыковеда и педагога. Наряду со своим соотечественником и другом Бартоком он стал инициатором интеграции народной музыки и поднял международный статус венгерского музыкального творчества благодаря танцевальным композициям и народным песням. Он популяризировал народную музыку среди венгров, несмотря на критику. В отличие от своего товарища Бартока, Кодай постоянно поддерживал людей. Его авторитет музыкального педагога столь же высок, как и авторитет композитора. Новаторские методы этого человека в плане музыкального образования вдохновили его сподвижников на разработку метода Кодая, с помощью которого были раскрыты естественные музыкальные таланты детей. Даже сегодня этот метод широко используется для обучения основам музыки. Композитор также сочинил огромное количество хоровых упражнений, которые предназначались для певцов-любителей, чтобы оттачивать мастерство пения. Его вклад в развитие мира музыки в целом и в венгерскую музыку в частности настолько высок, что Кодая будут помнить до тех пор, пока люди продолжают петь.
Золтан Кодай родился в Кечкемете 16 декабря 1882 года. Его родители были музыкантами-любителями. Отец был скрипачом, а мать играла на фортепиано. Хотя Золтан родился в музыкальной семье, первоначально он проявил интерес к литературным исследованиям. Поскольку его отец работал железнодорожным чиновником, их семья вела своеобразный образ жизни. С 1884 по 1891 год они жили в Галанте, а затем переехали в другой город, где Золтан брал уроки скрипки, фортепиано, альта и виолончели и пел в соборе, где впервые осознал великолепие хорового пения. Он также изучил партитуры в библиотеке кафедрального собора. Раннее знакомство молодого человека с немецкой классикой было подкреплено острым интересом к народному наследию Венгрии. В 1897 году, в возрасте 15 лет, он дебютировал в школьном оркестре. Затем Кодай поступил в Будапештский университет, где изучал немецкую и венгерскую литературу. Однако увлечение музыкой было настолько сильным, что он решил обучаться в Академии музыки им. Ференца Листа в Будапеште.
В 1907 году музыкант стал профессором Академии музыки. В течение дальнейшего времени он сочинил много произведений, в том числе струнные квартеты, сонаты для виолончели и фортепиано. Все его работы были оригинальны по форме и содержанию и идеально сочетали изысканное мастерство в западноевропейском стиле музыки, включая классическую, позднюю романтическую, импрессионистскую и модернистскую традицию. Работы были также отражением глубоких знаний и уважения к народной музыке Венгрии, Словакии, Болгарии, Албании. Скоро Золтан Кодай стал ключевой фигурой в области музыкального образования. Он считал, что музыка принадлежит всем и для достижения более высокого уровня музыкального понимания, подготовка должна развиваться в школьных системах. Этот педагог значительно улучшил музыкальное образование венгерских детей. Написав много эссе в поддержку музыкального образования, он также составил новые хоровые произведения, которые широко использовались в качестве материалов в программах музыкального образования в школьной системе. На протяжении всей своей жизни Кодай много работал, активно занимался реформой, чтобы музыка преподавалась в венгерских школах, представил метод пения для обучения маленьких детей, основанный на народных песнях. Этот подход имел огромный успех и стал популярным даже за пределами Венгрии.
В 1910 году Кодай и Барток совместно с молодыми музыкантами проводили концерты. Их работа была подвержена критике, но именно эти концерты отмечаются как период зарождения венгерской музыки. В это время Кодай женился на Эмме Сандор, которая была талантливым музыкантом и переводчиком. Она была старше Золтана на 20 лет. Этот талантливый композитор и великий музыкант умер в 1967 году в Будапеште, Венгрия.
Источники:
http://klubkom.net/posts/66722
http://fermoved.ru/vinograd/taldun.html
http://www.piplz.ru/page-id-2500.html