Арбоархитектура описание и особенности

0

Арбоархитектура описание и особенности

Арбоскульптуры или как живые деревья превратить в предметы искусства в закладки 2

С каждым годом в садоводстве и ландшафтном дизайне появляется все больше новых тенденций. Иногда плоды бесконечных экспериментов завоевывают сердца любителей и профессионалов и выделяются в самостоятельные направления. Так произошло и с арбоскульптурами: они прочно заняли свою «нишу» в дизайне сада.


Арбоскульптура – особое искусство создания скульптур из живых деревьев

Что же на самом деле скрывается под этим названием?

Что такое арбоскульптуры, а также немного истории

Этот загадочный термин произошел от двух латинских слов: «arbor» — дерево и «sculptura» — скульптура. Все просто: «дерево» + «скульптура» = «скульптура из дерева». По сути так оно и есть. Только один важный нюанс: дерево должно быть живым, а не срубленным и обработанным.


Арбоскульптура. Фото с сайта sdelalsam.su

Арбоскульптура — особое искусство создания скульптур (а порой построек, декоративных и архитектурных форм) из живых деревьев. С самого раннего возраста саженцев садовники придают побегам желаемую форму, в рамках которой дерево будет расти не один и не два года. Чтобы увидеть желанные очертания, можно прождать 8-10 лет. Но оно того стоит! А теперь немного обещанной истории.

Сама идея приспосабливать деревья для создания сооружений родилась давно: достаточно посмотреть на подвесные мосты из каучукового дерева в Древней Индии, мосты из виноградных лоз в Китае и «живые» беседки, столь популярные в Европе. Но все они никак не относились к искусству, а строились исходя из нужд человека: например, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Своей трансформацией в искусство арбоскульптура обязана Акселю Эрландсону. Американский фермер шведского происхождения, человек с незаурядным мышлением, Аксель увлекался выращиванием зерновых и бобовых культур. Его всегда поражало, как причудливо могут переплетаться растения, иногда создавая интересные формы. Естественно, ему захотелось «поучаствовать» в процессе. В итоге в 1919 году Эрландсон являет миру свои первые произведения искусства из живых деревьев. Это были: «спираль» из двух платанов, форму которым фермер придал благодаря прививкам и обрезке, и дерево-«четырехножка».


Аксель Эрландсон и одно из его творений. Фото с сайта data21.gallery.ru

На этом Эрландсон не остановился, и к 1947 году «портфолио» его работ заняло весь сад. Сам мастер и все члены его семьи никогда не стремились выставить коллекцию на показ, относились к ней как к хобби, пока миссис Эрландсон и их дочь Уильма не заставили его передумать. После долгого заграничного путешествия дамы сделали резонные выводы: люди падки на все оригинальное, они готовы платить за это немалые деньги. Так зачем же скрывать то, чего точно нет ни в одном саду Америки и Европы?! Аксель послушал их и открыл «Древесный цирк».

Он выкупил небольшой участок земли недалеко от туристического маршрута и пересадил туда все свои произведения, так как на выращивание новых ушли бы годы. Перечислять экспонаты можно до бесконечности: дерево-узел, дерево-лестница (формировалось 40 лет), дерево-корзина, дерево-арка, колонна из 6 деревьев и многие другие.


«Древесный цирк». Фото с сайта matadornetwork.com

Арбоскульптуры стали делом жизни мистера Эрландсона. К сожалению, секретов мастерства он никому не раскрыл. А на все восторженные возгласы и вопросы лаконично отвечал: «Я просто их об этом попросил!».

После смерти своего основоположника арбоскульптуры стали очень популярны. Нашлись и продолжатели дела – Бэки Нортей и Питер Кук, работающие со сливой и черемухой, а также Ричард Римс (именно ему принадлежит сам термин).

Основные виды арбоскульптуры

Из живых деревьев можно создать какие угодно фигуры и, как уже упоминалось выше, малые архитектурные формы. Поэтому деление на виды и подвиды очень размыто. Одно можно сказать точно: особняком от арбофигур и скульптур стоят поктре («живая» мебель) и арбоархитектура.

В 1987 году Питер Кук представил общественности первое «живое» кресло.


Живое кресло. Фото с сайта colors.life

Но известен он стал благодаря «живым» зеркалам, которые можно назвать фирменным изделием мастера. Суть такого зеркала состоит в том, что у основания стволы деревьев переплетены друг с другом, затем они начинают постепенно расходиться, чтобы сверху разойтись в разные стороны. В получившуюся конструкцию вставляется зеркало. Для своих творений Кук использовал сливы и черемуху.

Однако «живая» мебель не пользуется бешеной популярностью.

  1. Во-первых, потому что эти изделия на любителя;
  2. Во-вторых, подойдут далеко не к каждому интерьеру;
  3. В-третьих, растет такая мебель очень долго. Есть вероятность того, что пока заказанное кресло или стул будет формироваться, надобность в нем пропадет.

Арбоархитектура

Многие дизайнеры видят будущее архитектуры в отказе от пластика и других искусственных материалов. Хотя и сооружениями из натуральных уже никого не удивишь. На помощь любителям отчаянных экспериментов пришла арбоархитектура. В Европе нередко можно встретить «живые» шатры, беседки и даже небольшие дома. Не правда ли, отличное решение для теплых стран? Дешево, экологично…Но, опять же, долго!

Статья по теме:   Какао описание и особенности

Есть и еще пара примеров:

  • «Световая башня» или, как ее еще называют, «Стройботаническая башня» в Германии;
  • «Живой дом» Константина Кирша – опять же в Германии;
  • Но больше всего поражает Собор Вегетале, возведенный, точнее, посаженный и выращенный Джулиано Маури в Италии. Художник высадил 2 рощи, которые превратились в величественные готические базилики. Переплетенные деревья образуют 42 колонны, которые держатся на каркасе. Когда архитектурная форма окончательно сформируется и деревья станут крепкими, необходимость в нем отпадет.


Собор Вегетале. Фото с сайта mobypicture.com

Интересно: Компания TreeNovation разработала концепт «живой» детской площадки, которая называется «Более добрый лес». В 2005 году этот проект был признан одним из самых перспективных по мнению Japan Design Foundation. Авторы предлагают вырастить детскую площадку из живых деревьев. «Она будет функциональная, приятная и зеленая!».

Какие растения подходят для арбоскульптуры

Чтобы создать даже самую маленькую арбоскульптуру, понадобится много времени и терпения. Тем, кто все же решится на это, нужно правильно выбрать породу деревьев. Прежде всего это растения, давно адаптированные к местному климату, а также не ломающиеся при сгибе. Из плодовых деревьев хорошо себя зарекомендовали вишня, яблоня, слива, алыча. Можно обратить внимание и на декоративные лиственные: клены, липы, березы, ивы, рябины.

Как создать арбоскульптуру на даче

Ландшафтные дизайнеры предлагают дачникам попробовать вырастить свои скульптуры, инструкции можно найти в журналах и на просторах интернета. Среди них — «живая» ваза. Для нее понадобится каркас (лучше всего из биопластика). В центре него находится саженец на слаборослом (карликовом) подвое.


Ваза Alastair Heseltine. Фото с сайта gardeninglife.xyz

Важно: карликовый подвой – подвой, позволяющий получить низкорослую форму деревьев.

После посадки начинающему арбоскульптору придется проводить ежегодную обрезку и подкормку. Интересно то, что подобные деревья всегда слабее своих сородичей, поэтому требуют большего ухода. Когда растение окрепнет, каркас убирается.

А вы бы рискнули создать свою собственную арбоскульптуру?

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

Арбоскульптура – это плод человеческого труда, различные декоративные элементы, выполненные из деревьев. Можете ли вы представить себе дерево в форме человека? А быть может, вы видели шезлонг, выполненный из растущих кустарников?

История возникновения

Прием был создан в начале 20 века. Простой фермер на участке вырастил сикоморы и своими руками переплел их. Соседи увидели шедевр и оценили. Это сподвигло Акселя Эрландсон на новые подвиги. Он решился переплести уже 4 ствола. Творение было названо «Четырехножка». Спустя время к ферме пришла известность. В результате Аксель забросил все остальные дела и начал заниматься только придуманной им техникой.

Затем он отправился в Калифорнию и открыл там необычный «Древесный цирк». Туристы толпами стекались посмотреть на завораживающее зрелище.

После смерти фермера цирк какое-то время оставался заброшенным, но потом перешел к поклоннику творчества Акселя, и его восстановили. Затем арбоскульптура заинтересовала и других людей, но повторить успех Эрландсона так никому и не удалось. В наше время наиболее ярким представителем, обладающим способностями к созданию скульптур из стволов деревьев, считается Ричард Римс.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Одним из подвидов арбоскульптуры является поктре. Это не что иное, как создание живой мебели. Основоположник способа — Питер Корр. Свое первое кресло он изготовил еще в 1987 году. Самые известные его творения — это живые зеркала. Основная их особенность заключается в том, что стволы деревьев переплетаются таким образом, что у основания они переплетены вместе, а сверху как бы расходятся в стороны. В итоге в получившуюся конструкцию можно вставить зеркало.

Арбоскульптура может быть выполнена из различных видов растений – садовых слив, сикомор, черемухи. Поктре стал известен в креативном ландшафтном дизайне именно благодаря Корру. Однако поклонников метода до сих пор не так-то много. Все дело в том, что срок изготовления занимает длительное время. Так, для получения одного предмета потребуется примерно 6 лет. Ввиду этого ряд поктре выполняется искусственно, с применением корней, которые более гибкие и развиваются быстрее.

Статья по теме:   Липа американская описание и особенности

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере.

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент. Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой. В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Создание деревянной вазы

Вам потребуется каркас. Затем на него высаживают однолетний саженец на карликовом подвое. Остается только обрезать побеги и активно подкармливать растение. Помните! Представленные растения несколько слабее, чем дикорастущие. После того как вы увидите, что саженцы прочно укоренились и чувствуют себя хорошо, каркас можно убирать. Но для этого потребуется несколько лет.

Точно так же выполняется спираль. Но для этого потребуется уже 4 саженца. Каркас при этом берется цилиндрической формы. Его ставят на 4 стойки.

Намного сложнее срастить стволы различных сортов деревьев. При этом применяется такой метод, как прививка. Со стволов счищают кору, затем их соединяют и обвязывают. Затем деревья ставят на каркас. После того как они окрепнут – опять же, пройдет несколько лет, — каркас убирается.

Для тех, кто мечтает создать своими руками шедевр, но не готов ждать так долго, есть несколько дельных советов:

  • используйте такое дерево, как ива, – она вырастает за год до двух метров;
  • каркас лучше брать из биопластика.

Такие методы прекрасно решают основную проблему арбоскульптуры – долгий срок создания.

Арбоархитектура: все возможно

Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.

Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.

Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.

Скульптуры для сада (видео)

На данный момент интерес к арбоскульптуре возрастает. В своих садах дизайнеры и обычные люди начинают выращивать удивительные растения. Кто знает, может, совсем скоро дома, выполненные из переплетенных стволов и ветвей, войдут в моду!

Что такое арбоскульптура и как с ней работать?

Хотите иметь у себя дом из живых деревьев? Не шалаш из веток, а полноценное жилье, растущее вместе с вами. Как у обитателей планеты Пандора из фильма «Аватар». Считаете, слишком смело? А вот и зря! Арбоскульптура, или искусство создания фигур из живых деревьев, позволяет вырастить на участке все, что угодно – от геометрических композиций до целых строений. Хорошо знаете, что такое садовая прививка? Тогда этот материал точно для вас!

Немного истории

Использовать живые растения для создания сооружений люди начали довольно давно. Раньше в основном это были мосты. Например, в Индии по сей день строят, а точнее, выращивают мосты из отростков корней каучукового дерева. Просто ждут, когда отросток дотянется до противоположного берега, и затем укореняют его в почву: 10 — 15 лет – и живой мост готов. В Японии по тому же принципу в древности строили подвесные мосты из виноградной лозы. Только отростки не укореняли, а переплетали друг с другом.

Статья по теме:   Папуацедрус описание и особенности

Но это – сугубо утилитарный подход. И только в 20 веке создание фигур из деревьев превратилось в искусство. Арбоскульптура обязана своим появлением Акселю Эрландсону, американскому фермеру. Его первыми живыми скульптурами стала спираль из двух сикомор и причудливая «четырехножка» из соединенных деревьев. Затем было множество других скульптур и целый «Древесный цирк» — название говорит само за себя.

Его последователь Ричард Римс и придумал термин арбоскульптура. А два других последователя, Питер Кук и Бэки Нортей, придумали выращивать из деревьев живую мебель и назвали это искусство Pooktre. Часто этот термин используется как синоним арбоскульптуры. Они используют не сикомору, а садовую сливу и черемуху. Стараниями мастеров в садах появляются кресла, шезлонги и даже зеркала из деревьев, которые никогда не сдвинешь места – они просто растут…

Единственный минус уникальных скульптур – срок «изготовления». Например, одно кресло или человек-дерево растут 6-8 лет.

Как это делается?

Как уже понятно, дизайнер, работающий с арбоскульптурой, имеет дело со стволами и ветками. В этом отличие арбоскульптур от топиаров – искусно подстриженных деревьев и кустарников. Общее у них только в том, что в угоду автору деревьям придаются заведомо неестественные для них формы. И это – главный довод защитников природы против аброскульптур – мол, бедные деревья, кто ж их так скрутил в рогалик!

Останемся в стороне от споров и разберемся, как это делается. Основные операции для создания арбоскульптуры – это закрепление ветвей на каркасе для придания нужной формы и сращивание стволов и веток разных деревьев. Придавать стволам форму можно по принципу формирования плодовых деревьев на шпалере. Только шпалеры, как правило, плоские, а каркас для арбоскульптур может быть каким угодно. И не деревянным, а металлическим. Например, в виде того же кресла.

Или такой вазы из дерева.

Для ее создания устанавливается каркас, в центре него высаживается однолетний саженец на карликовом подвое. Дальше – дело техники. А именно, правильной ежегодной обрезки побегов и подкормки растения. Такие растения всегда слабее сородичей, живущих в естественных условиях. Спустя годы каркас можно будет убрать. По тому же принципу из четырех саженцев можно сформировать спираль. Только каркас должен быть цилиндрической формы, установленным на четырех стойках.

Более сложная задача – сращивание стволов разных деревьев. Здесь используется принцип прививки. Стволы очищаются от коры и скрепляются друг с другом обвязочным материалом. Если нужно, они сразу же крепятся на каркас и остаются в таком виде год-два, пока не окрепнут и не смогут самостоятельно держать форму.


Современные дизайнеры предлагают формировать арбоскульптуры на каркасе из специального биопластика. А в качестве «подопытных» деревьев использовать быстрорастущие ивы, способные за год вырасти на 2 метра. Это почти решает главную проблему арбоскульптуры – слишком долгий срок получения результата. И, по мнению авторов проекта «ATREE?» («Дерево?»), дизайнеров из Роттердама, таким деревьям можно придавать любые формы – например, кругов или букв.

Еще один интересный проект — «Более добрый лес: живая детская площадка» от компании TreeNovation. Супер экологично и очень красиво! Правда, пока только в проекте.

Арбоархитектура – живые дома

Создавать целые дома из живых деревьев – в наш век пластика эта идея все больше привлекает дизайнеров. Пока не дома, но шатры, зеленые коридоры, стеллы, созданные по принципу арбоархитектуры, сейчас уже вовсю строятся в Европе. А почему нет – разрешения на строительство не требуют, стоят дешево. Например, что-то подобное этим шатрам из ив можно соорудить и на своем участке. Саженцы закрепляются на каркасе. Вполне можно обойтись без прививок – побеги можно просто переплетать друг с другом.

Арбоархитектура находит свое выражение в проектах настоящих домов и даже соборов! И они уже воплощаются в жизнь. Например, в известном на весь мир соборе из живых деревьев, созданном итальянским художником Джулиано Маури в Бергамо.

Основой конструкции собора служат 42 живые колонны – деревья, закрепленные на деревянном каркасе. Со временем деревья сформируют арки и перекладины и необходимость в каркасе отпадет. Пока собор «растет».

А вот пример виртуозной прививки. Архитекторы из Германии соорудили живую башню из ив высотой 9 метров. Две сотни саженцев привиты друг с другом так, что создают переплетение на металлическом каркасе. Архитекторы уверены, что через несколько лет башня будет стоять самостоятельно.

А такие живые дворцы строят другие немецкие архитекторы из группы Sanfte Strukturen. Тоже из ивы.

Более подробно этот дворец можно рассмотреть на видео. Наслаждайтесь!

Источники:

http://6cotok.boltai.com/topics/arboskulptury-ili-kak-zhivye-derevya-prevratit-v-predmety-iskusstva/

Арбоскульптура: фантазийные изделия из стволов деревьев

http://www.mechtaevo.ru/blog/post_2313

Добавить комментарий